Голливуд снял "Крестного отца" и "Однажды в Америке", повествующие нам о жизни сицилийской и еврейской мафий. До американцев тему гангстеров в мировом прокате любили муссировать французы, чьи фильмы шли в нашем прокате. Вспомнить хотя бы "Борсалино и К". Отечественный кинематограф тоже не раз обращался к жизни родного криминала, но как-то поверхностно, что не цепляло нашего зрителя, помнящего американские и французские шедевры. Жизненного надрыва что ли нашим фильмам не хватало по сравнению с импортными, или реального знания и понимания поднимаемой темы? Но сейчас не об этом.
Буквально только что на торрент-трекерах появилась итальянская художественная картина "Безжалостный", рассказывающая о современной жизни (с 60-ых годов прошлого века до наших дней) калабрийской мафии, осевшей в Милане и его окрестностях. Я не сторонник пересказа сюжета, но вынужден заметить, что все атрибуты классического гангстерского боевика тут есть - убийства, месть, наркотики, эпизоды содержания в тюрьме для малолетних преступников (привет фильму "Однажды в Америке", который вообще не коснулся этой темы), семейная измена. Вот такой, например, кадр:
Супруга главного героя, узнав об истинной жизни своего мужа и доведенная до отчаяния его изменой, пытается покончить с собой. Эта сцена настолько потрясает своей реалистичностью и трагизмом, что в этот момент поневоле вспоминаются ее маленькие дети, о которых она не думает.
А вот, например, прямой посыл к “Крестному отцу” – сцена удушения в автомобиле. Даже лобовое стекло во время предсмертной агонии жертва выбивает ногой так же, как и в “Крестном отце”. Но трагизм ситуации состоит в том, что в отличие от сицилийцев, калабрийцы умерщвляют не за предательство, а за малодушие. При этот в фильме идет сравнение методов убийства у сицилийской и калабрийской мафий.
Наиболее ярок финал картины, раскрывающий нам подлинное лицо и характер героя, который оказывается безжалостным к самому себе. И это побуждает меня сказать итальянскому режиссеру “Браво”! По моему, мэтры мирового кинематографа до сих пор до этого не додумались.
Отдельного упоминания заслуживает звукоряд картины - в нем использованы песни итальянской эстрады того времени (Джани Моранди, Рикардо Фольи, Gazebo и т.п.). В финале звучит авторская музыка, которая квинтэссенцией подчеркивает замысел режиссера.
И еще. Грандиозное здание, на фоне которого в начале фильма главный герой читает газету - это кафедральный собор Милана. Эта постройка ненавязчиво присутствует на экране на протяжении всей картины и сама по себе заслуживает отдельного разговора. Более подробно прочесть о ней можно вот здесь:
Желаю всем приятного просмотра.