Продолжая обзоры просмотренных мной фильмов-уродцев не для всех, я захотел написать о другом фильме — Я, Дэниел Блейк. И вот оно моё впечатление.
"Я, Дэниел Блейк". Столкновение простого человека с бюрократией государства
"Я, Дэниел Блейк". Столкновение простого человека с бюрократией государства
Аннотация:
Дэниел Блэйк — недавно овдовевший бездетный работяга, из-за проблем со здоровьем потерявший последнее, что у него было — возможность зарабатывать себе на жизнь. Блэйк вынужден обратиться за помощью к государству и подать документы на получение пособия. На деле оказывается, что сделать это для пожилого мужчины не проще, чем доказать теорему Ферма: процесс подачи заявления полностью автоматизирован, а Блэйк в жизни не держал в руках ни смартфона, ни компьютерной мыши — только молоток.Некоторый копипаст для спойлера сюжета для тех, кто не посмотрит:
Плотнику Дэниелу Блэйку 59 лет, и он только что пережил серьезный инфаркт. Мы знакомимся с Дэном, пока по темному экрану идут титры и слышится его разговор с социальным работником. Женщина просит ответить его на ряд вопросов, но Блэйк не готов к коротким «да» и «нет»: «Вы вообще доктор или кто? Зачем вы меня про руки спрашиваете? Вы все дальше и дальше уходите от моего сердца!» По результатам разговора Дэн оказывается в неприятной ситуации. Настоящие врачи запрещают ему выходить на работу, а пособие он не может получать, потому что соцработник признала его годным — недобор всего в три пункта.
Дэн хочет подать жалобу и сталкивается с массой неприятных моментов. Ему приходится висеть на телефоне часами, сражаться с компьютерами (перед ними мастер на все руки Блэйк просто пасует), потом сидеть в офисе биржи труда, где его заставляют искать работу. Там же Дэн знакомится с матерью-одиночкой Кэти. У нее двое детей — гиперактивный мальчик и не по годам смышленая девочка. Их семья переселилась в Ньюкасл из Лондона (там оплачивать жилье было невозможно). Овдовевший Дэн берет шефство над Кэти, помогает ей наладить быт, сидит с детьми. Но вот его личная ситуация становится все хуже и хуже: работы нет, денег нет, а социальное пособие не предвидится.
Интересно, что Дэна играет комик-стендапщик Дэйв Джонс. Для него роль в драме стала совершенно новым опытом. «В первый день на площадке я чуть не обделался от страха! Потом у меня в голове включился противный голосок: „У тебя ничего не получится. Сейчас все узнают, что ты не умеешь играть!“ Пришлось послать голосок в жопу».
Кен Лоуч говорит: «Люди, которым приходится туго, оказываются во власти бюрократии и узнают, что бывает, если ты не работаешь: ты страдаешь. И вот эта злость на систему стала лейтмотивом фильма».
Режиссер считает, что тема, поднятая в картине, будет знакома не только англичанам: «По-моему, многие европейцы так или иначе сталкивались с подобными проблемами. В нашем мире существует осознанная жестокость, влияющая на жизнь простого человека. Людям внушают, что их бедность — их собственная вина. Меня очень шокирует, что такое происходит в нашем мире».
Это второй просмотренный мной фильм Кена Лоуча, первый был — Это настоящий мир – по крайней мере, те, которые я помню. Это всё та же неприглядная история жизни простых британцев, просто показанная и сложная по своей сути, отдыхающих по вечерам в пабе и кучей эмигрантов, ищущих работу в этой благословенной стране.
Это история столкновения бюрократической машины государства-«левиафана» и простого уже пожилого плотника Дэниела Блейка, не державшего по жизни в своих руках ничего кроме плотницких инструментов, и с трудом понимающего компьютер и интернет-серфинг по госсайтам и куче формуляров и бланков на них.
Также это история его попутчицы по несчастью – молодой эмигрантки с двумя детьми, надежды и проблемы которой тоже не понимает государственная бюрократия, и которая стыдится обращения в продовольственный фонд, и которой приходится зарабатывать на еду и одежду для своих детей эскорт-услугами, так стыдливо называется самая древнейшая профессия.
Они знакомятся друг с другом в бюро социальной службы и начинают поддерживать друг друга в попытках найти выход из сложной ситуации.
Неожиданно из этого фильма я узнал, что в Великобритании существуют санкции к тем, кто не выполняет предписания гос органов. Хотя это наверно можно понять, ведь всяческие пособия в этой стране дают многим, и на них можно хорошо жить, нигде не работая. Но ведь Дэниел очень хочет работать, но врач запрещает ему это. И поэтому грустно наблюдать, как неприспособленный к современным требованиям общения в интернете и в бюрократических кругах пожилой человек попадает под каток требований, предписаний гос органов, и в конце концов кончается всё довольно печально, хотя в конце фильма появляется надежда на хороший исход. Дэниел Блейк в конце истории восстает против гос системы и перед ним появляется выход к справедливости. Но нет, положение дел не успевает прийти в норму.
И вроде бы никто не виноват... но все же выходит, что виновата система?? Или все же сам простой человек – Дэниел Блейк, который не пожелал смириться с унижением и пожелавшим остаться гордым??
Кино неторопливое, простое, без надрыва, но, пожалуй его можно принять за попытку манифеста против бездушного государственного механизма европейской страны, в чем-то справедливого, в чем-то отвратительного.
Сказать, что это острая социальная сатира? Вроде нет. Это жизненная история, как я понял, почти документальная, то есть основанная на почти реальных фактах.