Год 2011 был вполне богат на хорошие годные сериалы. Причём не просто годные, но ещё и разные - каждый мог найти себе что-то, что ляжет в душу вот прямо конкретно ему. Лично могу с уверенностью сказать, что один сериал уже прочно занял на моём внутреннем пьедестале одно из высоких мест. И место в моём сердце, куда без этого. Hanasaku Iroha (Азбука цветов). Баллада об обслуживающем персонале.
Отдельные товарищи отнеслись к сериалу со скепсисом и где-то даже неприязнью - мол, промывание мозгов на тему "прислуживать хозяевам это хорошо, улыбаемся и машем". Не желая вступать в полемику, отмечу, что до тех пор пока не будут созданы машины достаточно сложные и продвинутые для выполнения всех обслуживающих функций, делать эту работу придётся людям. Да-да, даже если настанет всемирный коммунизм, равенство и братство, кто-то всё равно должен будет работать поваром, официантом, уборщиком. Ведь не будет же учёный, писатель, инженер или машинист тепловоза сам себе обеспечивать весь досуг от и до - это совершенно нерациональная трата его сил и времени, которые он мог бы употребить на то, что у него получается лучше. Поэтому обслуга была, есть и ещё долго будет - никуда от этого не денешься. А раз кто-то должен делать эту работу, то отчего бы ему не улыбаться? Если продавец или официант будет исполнять свои обязанности с кислой миной и отношением "да, я подам тебе кофе, но знай, что я этому не рад, потому что это оскорбляет моё человеческое достоинство, так что не жди от меня любезностей", то в итоге мы получим тот самый "советский сервис" в самом худшем значении термина. Ситуацию, когда ни обслуживающий, ни обслуживаемый никаких положительных эмоций не получают, а только мерзкий осадок на душе. Так что отчего бы не улыбаться? Отчего бы не любить свою работу? Ведь ты приносишь людям счастье, верно? Нужно увеличивать количество добра в мире, а не количество говна - тогда лучше станет всем. Вот примерно про это сериал и есть - ну, в одной из ипостасей. Где-то так, подтекстом. И я, как бывший работник сферы обслуживания с семилетним стажем, вполне с такой точкой зрения согласен.
С особенностями курортного бизнеса, тем более японского, я не знаком, но особенности работы в коллективе, руководства оным (и функционирования под руководством), а также куча прочей психологической специфики переданы весьма достоверно, причём без всяких поправок на жанровые условности. Сценаристы не зря трескали свой хлеб с икрой, и не показали "повседневность" как однообразное пустое повторение одних и тех же действий. На этом, кстати, многие прокалываются - думают, что, мол, раз жанр "slice of life" противопоставляется жанрам "сюжетным", то в нём не должно быть сюжета и вообще хоть каких-нибудь ситуаций. А это неверно ведь. Повседневная реальность, особенно в коллективе тесно взаимодействующих очень разных людей, особенно не очень притёршемся, особенно в условиях периодических внешних пиздюлей от мироздания - она полна драм и конфликтов. Понятно, драм не уровня экшенов или триллеров, помельче - зато всяко более близких. Ну потому что простой зритель не каждый день получает в руки древний артефакт тёмных богов или оказывается в заминированном террористами автобусе, зато вот драмы бытовые и служебные каждому знакомы, причём с точки зрения одного отдельно взятого тебя воспринимаются подчас заметно острее. Кстати, сюжетная арка про завал на работе для любого, кто с подобным сталкивался, по накалу превозмогания смотрится на порядок мощнее, чем все похождения выдуманных вархаммеровских космодесантников вместе взятые. Я серьёзно.
Жизненные и реалистичные сюжеты, без логических дыр и натянутых мотиваций. Достоверные герои - не нарочито балаганный паноптикум, как, скажем, в Working!!, а самые обычные люди, не без тараканов и не без острых углов, но достаточно сложные и при этом ничем сверхъестественным не выделяющиеся. Как я или вы. Очень и очень достойная вещь. Рекомендую.
Это наша главная героиня - девочка по имени Охана. Она жила с мамой без отца (там всё сложно), и в один не очень прекрасный момент в силу личных обстоятельств мама сказала, что им нужно побыть отдельно, и отправила Охану к бабушке. Бабушка содержит гостиницу на горячих источниках в провинции, и там Охана сможет жить в тишине и уюте, завести новых друзей и вообще. Вышло, однако, не так - вместо расслабленного тортикового кавая получился производственный роман. Бабушка Оханы - женщина суровая, поблажек никому давать не намерена, даже собственной внучке. Так что Охане пришлось работать - без каких-либо льгот и преференций, на общих основаниях. Ради своего же собственного блага, впрочем - она это поняла, хоть и не сразу.
Гостиница "Киссуисо". Небольшая и старомодная, но уютная. Кстати, её ни разу за все двадцать шесть серий не показали одинаково - каждый раз или другое освещение или чуть иной ракурс. Авторы ненавязчиво демонстрируют, что не собирались халтурить даже в мелочах. Уж казалось бы - нормальная и вполне приемлемая практика: использовать одни и те же кадры общих видов места действия для обозначения, собственно, места действия очередной сцены. Ан нет, не поддались соблазну.
Вообще, сериал на самом деле - про сильных женщин. Эту линию не выпихивают на передний план, но если присмотреться, читается она отчётливо. То, что в поведении Оханы поначалу кажется подростковой наивностью или неадекватной оценкой ситуации, на самом деле, как постепенно становится видно, есть всего лишь наследственность. Гены, ничего не попишешь. Привычка стоять на своём и пробивать лбом стены, невзирая на их толщину (не из голого дурного упрямства, а чтобы всем лучше стало - ну, в понимании самой пробивающей), ни малейшего желания прогибаться под изменчивый мир и всё прочее.
Через двадцать лет Охана станет вот такой - если у неё в жизни не сложится. Это её матушка, да. Много пьёт, много курит, работает на очень нервной работе, тащит на своём горбу всё, кроме собственной жизни, и всегда знает, как лучше.
А через пятьдесят лет Охана станет вот такой - но если у неё в жизни, наоборот, всё сложится. Это бабушка Оханы, да. Единоличная хозяйка, правительница и местами вполне даже диктаторша гостиницы. Искренне желает всем добра и, что самое страшное, точно знает, как именно всем это самое добро предоставить.
Она же в молодости. Узнаётся, правда? Вплоть до взгляда.
Понятное дело, что у сильных женщин не всё как надо происходит. Начать с того, что для жизни рядом с сильной женщиной нужен совершенно специальный мужчина (и нет, вовсе не тряпка и соглашатель, как можно было бы подумать), а такие попадаются нечасто. Ну и прочее тоже - весь спектр сложностей в общении. В одной семье сильные женщины, похожие друг на друга, тоже плохо уживаются. Бабушка Оханы в своё время со знатным треском вышибла маму Оханы, фактически отказавшись от неё. У самой Оханы с мамой и с бабушкой всё тоже, мягко говоря, непросто. Тут даже не "нашла коса на камень" - тут скорее "нашла коса на косу". Лязг, грохот и искры гарантированы при малейшем столкновении.
Впрочем, у тех, кто вырос рядом с сильными женщинами, тоже не всё радужно. Вот дядя Оханы, скажем. Нелегко ему было расти между матерью и сестрой, которые обе сделаны из титано-вольфрамового сплава. Нет, вы не смотрите, он не алкоголик. Это на него только раз за весь сериал накатило. Но уж больно кадр выразительный.
Впрочем, от себя не уйдёшь. Ни от генов, ни от детских впечатлений. Фрейд был прав - и совсем не в том, в чём его обычно подозревает непросвещённая общественность. Он был прав, и потому-то мальчик, выросший в семье сильных женщин, когда подрастает - ищет себе сильную женщину. И находит.
Но если более в целом, не уходя в дебри достоверно отрисованной психологии - это очень хороший и правильный сериал про работу. Без излишней романтизации, но и без неуместной чернухи. С юмором, но нечастым и не скатывающим происходящее в комедию. С драмой, но не душераздирающей, а вполне реалистичной и близкой каждому. С фансервисом, куда ж без этого - но строго дозированным.
Ну и конечно не отнять у Азбуки цветов одного преимущества совершенно объективного, с которым даже самый ярый нелюбитель спорить не станет. Это графика. Я бы даже сказал - ГРАФОН. В последние годы аниме становится всё красивее - очевидно, сказывается развитие соответствующих компьютерных мощностей, аппаратных и программных, что позволяет при тех же затратах денег и человеко-часов выдавать всё более сложную и подробную картинку. Но Азбука стоит отдельно даже на фоне прочих. Её видеоряд насыщен тысячами реалистичных и чертовски красивых мелочей, будь то отражения в окнах, блики светофоров на асфальте или то, как ложится свет от экрана мобильника на лицо Оханы, пишущей в темноте смску.
Эпизод с тапочками вызвал у отдельных товарищей разнообразные эмоции неположительного характера, да. От себя могу сказать, что, как к нему ни относись, а он жизненный весьма. Всё так и есть - выполнение служебных автоматизмов даёт душевный комфорт, подобного которому не даёт ничто больше, и запускаются эти автоматизмы временами совершенно бессознательно. А временами - абсолютно осознанно. И неизвестно, что значимее в контексте того, что окружающим кажется профдеформацией.
А это - моя самая любимая героиня. Совершенно второстепенная и можно даже сказать - эпизодическая. Что ничуть не мешает ей быть моей самой любимой.
Про сюжетную линию с ней я говорить ничего не буду - слов таких у меня нет. Пусть это и не линия даже, а так, несколько крохотных мимолётных эпизодов.
Один из безотказных способов меня покорить - это вставить в произведение хорошего, любимого жанра крохотный ни на что не влияющий штрих из жанра совсем другого, но не менее любимого. Звено истребителей с соседней авиабазы, пролетевших в бездонном летнем небе над гостиницей - как раз то самое.
Нет, это не то, о чём вы подумали.
Традиционное "ни пылинки на кителе" - в исполнении, ожидаемо, непутёвой оханиной матушки.
И на бис...
Аниме без электрички - не аниме, сами понимаете.
Впрочем, гораздо чаще героям приходится кататься на другом железнодорожном транспорте. Одиночный вагон-дизелёк, что-то вроде пригородного автобуса, но на рельсах. У нас такие, кстати, тоже есть - сам ездил, было дело.
Смотреть? Я считаю - да. Предельно реалистичная вещь с запредельно красивой рисовкой. Мимо стоит пройти только тем, кто не мыслит художественных произведений без закрученного сверхдинамичного сюжета или обладает острой аллергией на бытовую повседневность в любом её проявлении. Всем остальным - особенно тем, кому интересны нормальные реалистичные персонажи, а не жанровые маски - настоятельно рекомендую.