В этом посте, я хочу уделить особое внимание вопросу, как создать супергероя, который сразу будет выносить всех и вся. Традиции TES весьма своеобразны. Дыр в балансе там всегда хватало. Но сначала определим чего мы хотим добиться:
• Удары на тысячи HP.
• Полная неуязвимость для магии.
• Максимально возможная броня.
Этого вполне достаточно, что проходить игру на любом уровне сложности и незаморачиваться. Вообще если сильно постараться и попотеть (зелья различные умения и таланты и т.д. и т.п.) то можно добиться вполне приемлемых результатов и сносить всем по несколько тысяч Xp. Ну да ладно.
Итак, поехали!
Дляначала нам нужно, чтобы алхимия и чары взаимно усилии друг друга, чтобы потом они вместе усилии кузнечное дело.Так можно сковать (и сверху зачаровать) чрезвычайно мощный комплект оружия и брони.
А вот, собственно, пошаговый рецепт супергеройства:
► Наша цель — чары на +116% и зелье на +130% к кузнечному делу.
• Развить кузнечное дело до 100, взять способность даэдрические доспехи (на это потребуется 5 очков способностей — идти надо от стальных доспехов против часовой стрелки).
• Развить зачарование до 100, взять зачарователя (5/5), чары умений, жизненные чары, дополнительный эффект (итого 8 очков).
• Развить алхимию до 100, взять алхимика (5/5), целителя, провизора (всего 7 очков).
• Сварить несколько зелий усиления зачарования.
• Выпив это зелье, зачаровать четыре предмета (голова, руки, кольцо, ожерелье) на усиление алхимии. Действует зелье 30 секунд — особо быстрым гонзалесам на все про все хватит одной бутылочки. Но лучше все же не спешить, чтобы было время и заколдовать предмет, и дать ему название.
• Обвесившись получившимся комплектом, сварить новые зелья усиления зачарования.
• Под этими зельями зачаровать новый комплект одежды. Если вы все сделали правильно, то в результате сможете в «одежде алхимика» варить зелья на +32% к чарам и, упившись собственными «зельями чародея», накладывать чары на +29% к алхимии и кузнечному делу. Если что-то пошло не так и цифры у вас вышли меньшие, ничего страшного — просто повторите цикл.
• Под зельями зачаруйте комплект одежды на +29% к кузнечному делу (суммарно четыре предмета дадут вам +116%).
Создайте несколько зелий на +32% к кузнечному делу.
• Скуйте оружие, щит и комплект брони из любимого материала. Оружие и щит лучше делать даэдрическими, а броню можно любую — ту, которая вам больше по душе.
• Наденьте «кузнечную броню», выпейте «кузнечное зелье» (суммарно получится +246% к навыку!) и быстро улучшите на верстаке и точильном камне все, что вы выковали.
Со всем этим уже можно идти войной хоть на Алдуина, хоть на великанов. Правда, сначала стоит немного повозиться с доведением «суперкомплекта» до ума посредством зачарования. А для этого нужно понимать, какого именно эффекта мы хотим достичь.
«Доводка «суперкомплекта»
► Готово! Улучшенный лук в сочетании с заговоренной броней дает урон в пять сотен. Не нужны ни чары на лук, ни дорогие стрелы.
Итак, что именно нам нужно?
• Хороший урон для оружия.
• Адекватная защита от магических атак.
• Максимально возможная защита от физических атак
Для начала нам нужно определиться. Чтобы вывести урон от оружия на огромные величины, зачаруйте (естественно, под зельями) броню на усиление навыка вашего любимого типа оружия. Одноручное оружие в обеих руках даст наилучший урон, оружие и щит наибольшую защиту. Двуручное оружие нечто среднее между ними. Если же вам приятнее более скрытые действия, то ваш выбор лук.
Что бы быть в полной защите от магии нужно поднять сопротивляемость до 85%. для этого придется довольно много попотеть. Сэкономить чары можно разными способами. Если играть за бретонца, в его распоряжении уже имеется 25% сопротивляемости к магии, также нам может помочь камень Лорда, он даёт прибавку ещё 25%. Ещё 15% можно получить, выполнив квест «Книга любви», который даёт Динии Балу в Рифтенском храме Мары.
► Камень Лорда — самый полезный для тех, кому нужно защититься от магии.
Выше 85% поднять защиту от магии нельзя... но если очень хочется, то можно. Для этого надо дополнительно зачароваться на защиту от стихий. Если хорошо поднять защиту от огня, льда и электричества (например, надеть маску Отара из подземелья Рангвальд, что к северу от Маркарта) и добавить сверху шанс поглощать заклинания (камень Атронаха, одноименная способность в созвездии магии изменения), можно уменьшить входящий урон еще в несколько раз, доведя его практически до нуля.
► Можно стоять и спокойно курить под щитом, и некроманты будут биться об него в бессильной злобе.
Теперь приступим к броне. Наденьте её и перейдите в пункт раздел «Предметы — Одежда», выберите любую часть доспеха и взгляните на параметр «Класс брони». Если вы используете в бою щит, возьмите и его. Скорее всего, сумма будет меньше 567. Это надо поправить.
Довести защиту до нужной величины можно двумя способами, смотря, что вы хотите сэкономить — очки способностей или место под чары. Если можете пожертвовать одним-двумя очками, вложите их в навык ловкость в обороне или Джаггернаут -- в зависимости от того, легкую броню вы носите или тяжелую. Альтернативный вариант — повесить на броню чары усиления навыка легкой или тяжелой брони. Ваша цель — сделать так, чтобы суммарно доспехи вам давали не меньше 567 брони. Но и не больше. Это предел ее эффективности (armor cap), дающий тот максимум защиты, что вообще возможен в игре, — 80%. К сожалению, от абсолюта он достаточно далек, и большая толпа противников (особенно на высокой сложности) вполне сможет убить героя.
Тут бдительный читатель может задать резонный вопрос: «А честно ли все это?» Действительно, полная неуязвимость к магии, удары на сотни и тысячи HP — разве это не дыры в балансе?
И никакого мошенничества
► Грозовой маг даже не успел понять, что это было.
Но все описанное выше предусмотрено разработчиками. Они ведь внесли в профессии механизм убывающей отдачи (diminishing returns), который не позволит даже при их сочетании поднять алхимические чары на усиление профессии выше +29% и сварить зелье более эффективное, чем на +32%. Потолок ведь установлен!
Другое дело, что способы сжульничать и выйти за пределы дозволенного все равно есть. Например, если глотнуть несколько зелий повышения навыка восстановления, цикл можно замкнуть, и игрок получит возможность улучшать вещи до каких угодно величин, вплоть до переполнения переменных. Но тогда уж проще включить «god mode» в консоли.
Стоит помнить, однако, что порой в игре надо прикладывать усилия, чтобы не сжульничать, — так много в ней багов и дыр. А именно:
• В ближнем бою не следует пить зелье меткости — из-за бага оно увеличивает урон не только луков, но и всего оружия вообще.
• Не следует выполнять квест «Из глубин», который выдает аргонианка Из-Самых-Глубин в доках Рифтена. Предполагается, что в награду мы получим +25% к эффекту двемерской брони и +15% к скорости развития кузнечного дела. В реальности герою дается +25% к эффекту любой брони и +15% к эффекту улучшения оружия или брони. Если вы уже сделали этот квест, убрать «нечестный» эффект не помогут даже консольные команды.
• Не следует надевать шлем фалмеров и обруч поверх него. Два головных убора одновременно, и оба можно зачаровать — это безусловно баг. Существуют и другие способы надеть больше одной вещи одновременно (например, известный в некоторых кругах «тюремный баг»), и ими, само собой, тоже лучше не пользоваться.
• Не рекомендуется разбирать на чары «Щит Солитьюда», чтобы не получить возможность зачаровать предмет на сопротивление магии дважды. Правила запрещают два одинаковых зачарования, так что, скорее всего, это тоже не предусмотренный разработчик
Как поднять три профессии
Основная проблема с «профессиональным» подходом состоит в том, что сначала герою надо развить до 100 все три профессии. К счастью, есть способы сделать это быстро.
Кузнечное дело
► Сыромятные наручи и железные кинжалы — наш билет к высотам кузнечного мастерства. Странно, но факт.
Здесь все просто: делаем железные кинжалы и сыромятные наручи в промышленных количествах. Кузнечное дело развить легче всего. Железо дешево, кожа — тоже. А если кончились деньги — волков в округе много. Желательно при этом продукцию не продавать — пригодится для развития следующей профессии.
КСТАТИ: помните про камни-хранители, ускоряющие развитие навыков на 20%. Используйте их. Кузнечное дело относится к камню Воина, зачарование — к камню Мага, алхимия — к камню Вора.
Зачарование
► Еще один способ улучшить торговые навыки — надеть маску Вольсунга. С ней и ноша меньше тянет.
Берем любую вещь, скупаем все доступные камни душ — дешевле всего крохотные и маленькие. Заполненные тратим на зачарование, потом продаем. Пустые заполняем с помощью оружия, заговоренного на захват душ. Одежду зачаровывать легче, чем оружие, — телодвижений меньше.
Есть и другой способ, экономный по деньгам: идем к святилищу Азуры, выполняем квест даэдра и получаем награду — камень душ, который не расходуется при зачаровании. После этого идем на природу, убиваем любого зверя, ловим его душу в камень и тут же тратим ее на подзарядку вещи.
Но экономить не обязательно. Если раздобыть такие ценные чары, как изгнание или поглощение здоровья, деньги уже не будут играть никакой роли. Можно просто скупать все недорогие камни, переводить их на чары тех же кинжалов/наручей и немедленно продавать с прибылью. Потом ждем два дня (за это время у продавцов пополняется ассортимент) и повторяем. Чтобы получить доступ сразу к нескольким продавцам камней душ, имеет смысл вступить в НИИЧАВО в Винтерхолде.
К СВЕДЕНИЮ: чтобы поискать нужные нам чары, пробегитесь по магазинам на предмет зачарованного оружия и брони. Лучше всего начать с «Сияющих одежд» в Солитьюде. В ювелирном отделе там часто попадаются редкие чары на алхимию. Иногда можно встретить и предметы, заколдованные на улучшение цены.
► Малышка Бабетта — лучший алхимик Скайрима. Но даже ее уроки не помогут взять максимум навыка.
Здесь способ похожий: обзаведясь парой-тройкой тысяч монет, скупаем все доступные ингредиенты и начинаем экспериментировать. Все, что получилось, сдаем аптекарям — с убытком или с прибылью, если набрести на ценные эффекты. Хорошо ценится замедление и регенерация, много денег можно извлечь с продажи ядов на повреждение регенерации и зелий со смешанными эффектами (даже самым дикими и несочетаемыми).
Если же зачароваться на алхимию, использовать сравнительно быстро подрастающий навык красноречия и амулет Зенитара с маской Клавикуса Вайла или Вольсунга, развитие алхимии становится настолько прибыльным делом, что поднимать навык ручной варкой зелий уже не обязательно. Запасшись зельями, идите в «Котелок Аркадии» в Вайтране и покупайте урок за уроком, продавая взамен зелья. Правда, за каждый уровень выучиться можно всего пять раз, но и этого достаточно.
К СВЕДЕНИЮ: в игре есть квест «Возвращение к корням». Если его выполнить, герой начинает с вероятностью 25% получать при варке дополнительное зелье. Но чтобы добраться до этого квеста, надо плотно углубиться в сюжет.
После 75-го уровня алхимии Аркадия откажется обучать дальше. Тут вас спасет Темное братство. Поискать способ вступить в него можно в Виндхельме, подслушав на улицах разговоры о пареньке, разыскивающем эту организацию. К слову, до этого рекомендую навестить ферму Лорея, что к северу от Вайтрана и Белой сторожевой башни, чтобы выполнить забавный квест и заранее познакомиться с будущим коллегой по братству — весельчаком Цицероном.
Увы, ни один мастер не станет вас обучать дальше 90, и последние десять пунктов надо «добивать» вручную. Для этого придется тряхнуть стариной, несколько раз скупить на корню все скайримские аптеки и наварить зелий столько, что сбывать их вы будете неделями.
ЭТО ВАЖНО: ни в коем случае не пускайте на зелья сердца даэдра. Без этого ценнейшего ингредиента вы не сможете ковать даэдрическое оружие и доспехи.
Выбираем расу
► Мой каджит в рабочем комплекте и в маске Клавикуса Вайла.
Вообще, описанный выше способ позволяет сделать героя из кого угодно — даже из хилого босмера. Но больше всего он подходит бретонцам и оркам.
• Бретонцам нет равных благодаря природной сопротивляемости магии. 25% — это очень много. Что особенно важно, способность у них пассивная, работает сама по себе — экономит защитные чары и никогда не пропадает даром. Не стоит забывать и про бретонскую «ежедневную» способность, тоже хорошо защищающую от заклинаний.
• А вот орков стоит брать тем, кто хочет в критический момент ополовинить входящий урон и удвоить собственный. Это активная способность — про нее надо суметь вовремя вспомнить. Но удвоение урона даст совсем уж безумные цифры, и это может оказаться интереснее, чем скучная защита бретонцев.
СОВЕТ: персонаж женского пола получает больше пользы от награды за квест Дибеллы в Маркате (+10% к урону всему противоположному полу). Как-никак противников-мужчин в игре заметно больше.
Выбираем тип брони
► Розыски пса Барбаса, сбежавшего из Фолкрита, — самый легкий способ раздобыть отличный шлем на улучшение цен в магазинах.
С броней все неоднозначно. Конечно, с тяжелой даэдрической броней легче добраться до заветного числа 567. Но лучшие образцы легкой брони (стеклянная, драконья) мало уступают ей по защите.
При этом легкая броня во многом удобнее: меньше весит, меньше шумит, меньше замедляет. А по созвездию способностей легкая броня «делает» тяжелую, извините за каламбур, «в легкую». Удвоенная скорость восстановления сил — полезнейшая вещь и в бою, и на природе. А чем может похвастаться тяжелая? Уменьшенным уроном от падения? Кулачным боем? Каджиту на смех! Даже возвращение урона звучит не так уж здорово, если вспомнить, что его дают только в самом конце, когда навык уже развит до сотни.
Проблема в том, что даже тем, кто носит доспех из «шкуры с зада дракона», очень пригодилось бы даэдрическое оружие. Но, чтобы до него добраться, кузнецам надо обязательно вложить четыре очка способностей в тяжелую броню (стальная, двемерская, орочья, эбонитовая).
Конечно, можно не трогать эти звезды, добраться к драконьей броне через стальную, эльфийскую, сложную и стеклянную, ограничившись стеклянным оружием и потеряв на этом примерно 10% урона. Но можно поступить иначе — пользуясь легкой броней, в кузнечном деле вкладываться в тяжелую и прийти к драконьим доспехам «с другой стороны». Конечно, так нам поначалу придется использовать броню из магазинов и подземелий, но мы и оружие правильное получим, и способности сэкономим, и сможем пользоваться всеми преимуществами легкой брони.
Выбираем чары
► Грамотно снаряженный спутник может зачищать подземелья самостоятельно.
При выборе чар особенно важных правил нет. Этому очень способствует чародейская способность утаптывать в один предмет сразу два эффекта. Используйте фантазию, ведь в крайнем случае вещь можно перековать. Основные принципы тут такие:
• Главное, что вам нужно, — броня не ниже 567, защита от магии в районе 85%. Дальше бросайте все на урон от любимого типа оружия.
• Комбинацию чар лучше продумайте заранее, учитывая то, что именно можно и нельзя вешать на разные элементы доспеха, кольцо и ожерелье.
• Вы без всяких проблем и без особых жертв можете встроить в броню нулевые затраты маны для какой-то одной школы магии (а с проблемами и жертвами — для двух).
• Создайте себе отдельные сверхлегкие комплекты на карманные кражи, взлом и/или скрытность, и вы сэкономите кучу очков способностей.
• Если вы ходите в подземелья со спутником, запакуйте его в качественную зачарованную броню с чарами на защиту, и вам будет намного сложнее случайно пристукнуть товарища в пылу сражения. Это важно, потому что с суперкомплектом брони и оружия главной проблемой в бою станет именно защита спутника от собственной богатырской силушки.
Честность — лучшая политика. Теперь вы знаете, как абсолютно честно сделать из персонажа супермена, который легко валит драконов и великанов налево и направо, невзирая на чины и уровни сложности. Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их — наша задача. И, пользуясь этим руководством, любой человек, эльф или каджит пройдет по Скайриму как хозяин — с южных гор до северных морей.