Для того чтобы поспеть за стремительно меняющимся миром, недостаточно просто бежать - нужно нестись со всех сил. Особенно если под мышкой зажата столь мощная франшиза как GTA. Дэн Хаузер, вице-президент Rockstar, знает это как никто - и потому в новой игре всё будет в очередной раз капитально новым. Но по-старому.
Ведь, если вдуматься, почти всё из заявленного в GTA V уже было - однако трейлер снова заставляет отвиснуть челюсть. Три главных героя? Смотрите самые первые части серии. Лос-Анджелес в качестве прототипа? Добро пожаловать в San Andreas. Уклон в некоторую реалистичность? Вот вам GTA IV, где суровая история простого иммигранта тщётно пыталась выжать слёзы из наших глаз. И, может быть, не она сама была виновата. Просто когда Нико Белик, в предыдущей заставке мучимый душевными терзаниями, достаёт из штанов РПГ и выстреливает в машину потехи ради, весь налёт серьёзности куда-то стремительно улетучивается. Зато начинается бодрая перестрелка, молниеносное восхождение к вершинам полицейского рейтинга и затем весёлая погоня по улицам виртуального Нью-Йорка.
Rockstar быстро смекнули, в чём тут дело, и вот уже в следующих дополнениях миссии с улётными заданиями предлагаются целыми пачками. Пятая часть решила эту проблему с самого начала, дав игрокам разных главных героев. Двое из них, Майкл и Франклин, больше отдуваются за драму, а вот Тревор - воплощённое насилие. Дэн Хаузэр признался, что образ последнего - наркомана, снайпера и мизантропа - был вдохновлён поведением самих игроков, которым только дай что-нибудь повзрывать.
Бывший пилот опустился на самое дно социальной лестницы. Живёт в трейлере, якшается с Роном - пропитанным паранойей до мозга костей типом, боящимся разномастных заговоров. Ничто его не связывает и не ограничивает, он как раз из тех людей, что может взорвать машину просто потому, что это ему захотелось. Как говорит Дэн Хаузер, Тревор даже не особо заботится о том, куда может привести подобная жизнь. Ведь главное - прожить её до упора, ярко, весело и со смаком. Такой персонаж с удовольствием тонет в причиняемом им хаосе. Самое странное заключается в том, что именно он является старинным другом Майкла, преуспевающего мафиози на отдыхе. Как разошлись их пути? Неизвестно.
Возможно, это связано с тем, что Майкл ушёл на покой, заключив некую сделку с ФБР. Грабитель банков теперь обзавёлся семьёй, богатым особняком, тихой и мирной жизнью, которую прерывают лишь постоянные перепалки с женой. С виду добившийся победы, ушедший в отставку преступник совсем не ощущает её. Домашняя жизнь сводит его с ума, а супруга, уезжающая со словами "если хочешь узнать где я, проверь счёт на своей банковской карте", стремительно истощает запасы дензнаков. И Майкл начинает действовать.
И если двум предыдущим героям уже за сорок, то чернокожему Франклину около двадцати. Он молод и амбициозен, но работа у него не из лучших. В криминальном мире он в самом низу, грубая сила. Работая на продавца роскошных машин, который всучивает блестящие тачки людям, не могущим себе этого позволить, парень выполняет роль налётчика, взыскивающего за неуплаченные счета. Он натыкается на Майкла, выискивая очередную жертву. Дэн Хаузер дополняет образ: занятие Фрнаклина уже давным-давно устарело в современном мире. Он сам хочет продвинуться вперёд, но его сдерживает банальное незнание того, как это можно сделать.
Используя пересекающиеся сюжетные линии, идея которых была выдвинута после успеха DLC к GTA IV, Rockstar не пытаются просто рассказать комплексную историю или включить непослушных игроков в сюжетные схемы. Герои, каждый из которых обладает собственным набором навыков, дополняют друг друга - как в общих миссиях, так и в смысловом плане. Например, буйный Тревор - оборотная сторона рационального Майкла. Дэн Хаузер говорит, что они хотели создать для игрока непростую диллему, меняя его отношение к этим двум персонажам. В какой-то момент даже психопат Тревор может показаться вполне ничего...
Скакать между подопечными можно в любой момент игры, но и без управления игрока они не остаются без дела. занимаясь своими обычными делами. Благодаря этому игрок легко может обнаружить одного из персонажей в необычной ситуации, из которой ему ещё придётся выпутываться. И, хотя у каждого героя есть полноценная сюжетная ветка, точки пересечения будут часты. Например, все они могут отправится грабить банк (по собственным мотивам) и во время выполнения этой миссии игрок сможет наблюдать происходящее с разных сторон. В любой момент можно переключиться с отстреливающего всех на расстоянии Тревора, вселившись в палящего из автомата Майкла. А как вам другой вариант - при совместной езде на транспорте можно будет как перепрыгивать на место водителя, так и переселяться в пассажира, открывая огонь по противникам.
Конечно, это сделает объёмным само восприятие игры, но увеличение числа главных героев - особенно настолько сильно отличающихся друг от друга, было сделано не только ради этого. GTA всегда привлекала ещё и волнительным миром криминала, как детектив затаскивая в себя игрока одной своей тематикой. Великий автоугонщик был поистине велик не только потому, что мог угонять любую машину, но и потому, что в определённый момент игры он становился достаточно могущественен, чтобы это себе позволить в полной мере. Не взирая на звёзды и полицейскую шалупонь - ну кого боится Томи Версетти с его миниганом за пазухой? Однако мотив подъём из грязи в князи, столь отчётливо видимый в Франклине, уже несколько поднадоел. Насупленные брови не могут спасать подобную основу постоянно. И потому игрокам дали не просто трёх персонажей, но три точки зрения на преступный мир. Вот вам настоящая бандитская вольница Тревора, человека, не боящегося никакого закона. Вот уставший мафиози в отставке, Майкл, со своими проблемами в семье и кризисом среднего возраста. Непривычно? А то. Свежо? Несомненно.
Новые акценты коснутся и заданий. Например, в игре будет действительно много ограблений банков - если помните, именно этим занимался Майкл до своего ухода. Все герои живут в отдельных районах, каждый из которых демонстрирует одно из лиц города. Тревор проводит жизнь бок о бок с байкерами, а Майкл разместился в фешенебельной части Лос-Сантоса. Rockstar даже рекомендуют позадирать людей на улицах - в зависимости от того, где вы находитесь, реакции могут быть совершенно разными. Впрочем, это не единственное занятие в городе - динамические миссии из Red Dead Redemption просочились и сюда. Со соответствующим обрамлением, конечно, и подобием моральной дилеммы: грабить инкассаторские грузовики или спасать жителей от карманных воришек - решать только вам. Мини-игры тоже входят в комплект, причём Rockstar намекают на что-то изощрённое, в духе забавы с ножичком из RDR. А если и это наскучит, можно всегда переключиться на другого персонажа - у каждого есть своё личное хобби.
Игра потрясает и своей величиной - она больше GTA4, Read Dead Redemption и San Anderas вместе взятых! Правда, такой размер получается, только если брать вместе помещения и сам открытый мир. Однако, учитывая полностью детализированный подводный ландшафт, совершенно непонятно, зачем нужны все эти просторы. Дэн Хаузер пояснил это очень простым образом - в игре много воздушных погонь и Rockstar должны были удостоверится, что им хватит места. Благодаря этому в игре представлен значительный кусок Калифорнии, где нашлось место и песчаным пляжам, и заснеженным горам, и, конечно, главной достопримечательности, городу Лос-Сантос.
GTA всегда была, в принципе, немного о городах. Об огромном Нью-Йорке со знаменитой Таймс-сквер. О Майами с его восхитительными закатами и песчаными пляжами. Наконец, о Лос-Анджелесе, в непосредственной близости от которого раскинулся Голливуд. К этому снаряду Rockstar подходят уже второй раз. Город пытались исполнить в San Andreas, но мощности были не те, да и акцента на нём толкового сделать не получилось.
Потому в GTA 5 огромные пространства, но всего один город. Он велик и многосторонен, предоставляя дизайнерам уйму интересных мест. Он - центр медиа-индустрии Америки, место, над которым можно вдоволь поиздеваться в излюбленном стиле серии. И как минимум одним способом она город подденет. Мультики и телепередачи не просто возвращаются, но с шумом и треском - их станет значительно больше. Уйдёте от кривляющегося телеэкрана на улицу - и с удивлением натолкнётесь на адекватно ведущих себя горожан, которых опять обещают наделить собственным распорядком дня. Для ухода от суеты уличной жизни прекрасно подойдёт йога, полный курс гольфа и прочие забавы, актуальные в большом, шумном городе. Правда, недвижимости вы в нём уже купить не сможете, ведь Rockstar прислушивается к критике. А та указывала уязвимые места в старой экономической системе, вот её полностью и перелопатили. От этой новости нажраться в ближайшем баре может, будет и можно, но не ожидайте лихого набора веса после посещения местного Макдоналдса. Разработчики уверяют, что именно в этом моменте перед ними встают технические проблемы, которых, увы, не осилить. Не то, что самый большой открытый мир в серии...
Протрезвев, не удивляйтесь пришедшим на мобильник сообщениям. Правда, этот момент тоже доведут до ума, и друзья не будут названивать так яростно и часто. Девушки, увы, тоже - любовные похождения решили оставить в стороне. По словам Дэна Хаузера, свиданья выглядели в новой GTA не к месту. Потому не перед кем будет щеголять новой блестящей тачкой. Или мотоциклом. Или квадроциклом. Или водным мотоциклом. Или... Парк машин огромен, да и полёт на самолёте неизбежен. Пятая часть вся сочится мелочами и возможностями, увеличиваясь в количестве и прогрессируя в качестве где это только возможно. Физика автомобилей? В очередной раз переработана - теперь средства передвижения станут более весомыми, прижатыми к земле. Рукопашный бой? Никаких подробностей, но он тоже будет улучшен. Стрельба? Конечно она будет крутой, ведь на этом моменте делается большой акцент!..
Иногда, чтобы оставаться на месте, надо бежать со всех сил. Это высказывание особенно актуально, если ты хочешь, чтобы зажатая под мышкой Grand Theft Auto всегда занимала своё законное место в стремительно ускользающей вперёд индустрии. Ведь концентрированная сущность всех игр серии всегда заключается в том зрительском "вау", раздающемся как только заканчивается трейлер. Потому великий автоугонщик всегда один.
И цифра пять в новой части значит лишь одно. Это GTA нашего времени.
Игра выходит весной 2013 года на PS3 и Xbox360. О версии для PC будет объявлено позднее.