При покупке мыши для компьютера выбирать между десятком моделей – обычное дело. Тут чувствительность повыше, тут колесико удобнее, тут кнопок больше… Манипуляторы на консолях – совсем другое. Замену официальному геймпаду от производителя обычно ищут только в специальных жанрах: музыкальные игры, файтинги, авиасимуляторы, сетевые шутеры. Для последних, к примеру, существует известный контроллер FragFX, который, по сути, является компьютерной мышью, адаптированной для консолей. Подобные геймпады сильно облегчают жизнь, но за пределами своего жанра толку от них нет. А возможно ли создать контроллер, который будет ценным во многих жанрах и при этом не будет копией официального? Мне в руки попал именно такой амбициозный продукт – Dual SFX Evolution от компании Splitfish (там же был создан вышеупомянутый FragFX). Устройство это подходит для PS3 и PC, и представляет собой два отдельных контроллера, FragChuck для левой руки:
И EvoChuck для правой:
Основная особенность этого устройства – в нем можно настроить практически всё. Здесь и возможность переназначать кнопки, и менять стики местами, и вешать набор действий на одну кнопку. Отдельным пунктом идет поддержка sixaxis – технологии отслеживания движения джойстика. Та самая, что заставляет махать им во все стороны в Heavy Rain. Для тех, кто не знаком с системой, поясню: отслеживается не положение в пространстве, а движение. То есть система не знает, где находится джойстик, но засекает движение или поворот в определенном направлении. Технологию поддерживает только PS3, поэтому данная возможность не будет работать на PC.
В Dual SFX Evolution sixaxis поддерживают оба контроллера по отдельности. И действие определенных кнопок можно переназначать на взмах контроллера. На словах звучит просто замечательно, но прежде чем переходить к полевым испытаниям, рассмотрим устройство подробно.
В комплекте идут FragChuck, EvoChuck, беспроводной USB-приемник, USB-удлинитель и инструкции. Каждый джойстик питается от трех AAA-батареек. MiniUSB разъем позволяет перезаряжать батарейки, а также играть вообще без них с постоянно подключенным проводом. Но сам провод, как и батарейки, в комплект не входят. Без подзарядки Evolution работает меньше времени, чем родной джойстик, но расход энергии равномерный, и через пару дней уже автоматически рассчитываешь, когда потребуется очередная подзарядка. Да, активным игрокам придется сразу озаботится покупкой аккумуляторных батареек.
Изучим кнопки и эргономику устройства. FragChuck (для левой руки) мало отличается от левой половины DualShock 3, разве что кнопка select вынесена вниз и добавлены несколько дополнительных элементов, о которых я расскажу ниже. А вот EvoChuck отличается от правой половины заметно сильнее. Кнопки расположены совсем по-другому. Сделано это потому, что из-за разделения джойстика пополам приходится держать его иначе, чем тот же DualShock, отчего у большого пальца здесь куда меньше свободы. Однако расположение логично, основные кнопки (X и O) расположены удобно, и приспосабливаешься довольно быстро. Но чтобы довести до автоматизма, конечно, нужно время – в файтингах выстукивать комбинации первое время трудновато.
Теперь о дополнительных кнопках. На FragChuck это кнопка macro (назначить макрос - комбинацию нескольких кнопок на одну), левая fragbutton (местный аналог шифта) и кнопка pMo (режим программирования); на EvoChuck - те же macro и fragbutton плюс swap (поменять местами), кнопка включения/выключения sixaxis, питания, а также колесико. Активируются разные возможности не просто так, в этом процессе задействованы “frag”-кнопки, нужно следить за цветом индикатора и прочее. Чтобы освоить всё это многообразие, пришлось выписывать все комбинации на лист бумаги. Официальное руководство в этом плане помогает мало. Например, переключение управления со стика на sixaxis – правый frag +R3+колесико. Назначение макросов и вовсе особое искусство из пяти пунктов, так что без шпаргалки никак. Но с другой стороны, в пылу игры ничего случайно не нажмется и не собьет победную комбинацию. А если не получится освоить искусство макросов - на помощь всегда придет
Впечатления от игр
Для тестирования геймпада использовалась PS3. Подключение к приставке прошло без проблем, USB-приемник мгновенно обнаружил и подключил джойстики. Интересный факт: чтобы всё работало нормально, сначала нужно включить левый джойстик, затем правый, и никак иначе. Если сделать наоборот – придется выдернуть и вставить USB-приемник, потом включить правильно.
Первым проектом для тестирования геймпада был выбран Uncharted 2 – action от третьего лица с акробатикой и стрельбой. Адаптация к джойстику прошла очень быстро, глава была пройдена без трудностей. Теперь посмотрим, чем нам могут помочь дополнительные функции джойстиков. Оказалось удобно повесить перезарядку на взмах левой руки, особенно в мультиплеере, когда подчас нет времени нащупывать нужную кнопку.
5/5
Следующим был испытан Motorstorm: Pacific Rift, гоночная игра. Тут открылся недостаток джойстиков: клавиши R2 и L2 сильно уступают аналогичным из родного геймпада. Там есть явная регулировка силы нажатия – удобно подтормаживать или давить на газ вполсилы. А тут кнопки вроде бы тоже реагируют на силу нажатия, но это гораздо труднее контролировать. Достаточно посмотреть на разницу конструкции:
[tiny_img]
[/tiny_img]
Приходится подстраиваться газовать и тормозить на полную. Это нетрудно, но все же это недостаток. С другой стороны, в Motorstorm очень помогли дополнительные возможности контроллера. На взмах джойстика был повешен бортовой таран (вправо и влево), и насмешка – игровой процесс стал заметно живее.
4/5
Heavy Rain. Здесь играть было наименее комфортно. Во-первых, по техническим причинам нет вибрации, а здесь она сильно работает на атмосферу (к примеру, сердцебиение). Во-вторых, иногда не очень верно работает sixaxis, – когда нужно, к примеру, повернуть джойстик в плоскости в определенную сторону. Кнопки на EvoChuck также расположены непривычно, и на сложности выше легкой попадать в ритм игры уже трудно. Хотя к этому, в отличие от остального, можно привыкнуть.
Стоит учесть, что у команды Quantic Dream с самого начала была поставлена задача выжать все соки из консоли Sony (включая джойстик), с чем они прекрасно справились. Все-таки, как ни крути, на стандартном Dualshock 3 играть в их последнее творение намного удобнее и замены для него лучше не искать. С учетом этого:
2/5
Затем был опробован файтинг – BlazBlue. Здесь во всей красе показала себя функция макросов, когда длинные комбинации кнопок можно повесить на одну. Выбираем персонажа, вешаем самую полезную его “комбу” на макрос, и вперед. Играть становиться заметно проще. Недостатков не выявлено, если не считать необходимость привыкнуть к расположению кнопок.
5/5
Red Dead Redemption – экшен от третьего лица от создателей GTA – славится тем, что в ней постоянно надо использовать огромное количество кнопок геймпада, притом некоторые - изощренным способом. Например, для бега или скачки на лошади требуется время от времени нажимать X чтобы не потерять разгон. И вот этот X отлично лег на взмах джойстика. Махнул рукой – лошадь побежала, махнул еще раз – побежала быстрее. Почти PS Move! В остальном обошлось без откровений – это тот же экшен от третьего лица, с ним SFX Evolution справляется отлично.
5/5
И в заключение, игра, заточенная целиком для sixaxis, – Flower. Мне всегда казалось, что двух рук для игры во Flower слишком много, но держать стандартный контроллер одной рукой не получалось никак. EvoChuck показал, что одной рукой играется даже лучше, чем двумя. Всё управление в игре – нажать любую кнопку, наклоном джойстика направлять поток ветра и расслабляться. И делать это гораздо приятнее, когда вторая рука держит прохладительный напиток или гладит пузико любимого кота.
5/5!
Есть еще одна особенность SFX Evolution, не привязанная к жанрам: после нескольких часов игры усталость в руках ощущалась заметно сильнее, чем после игры со стандартным джойстиком. Объяснить это можно тем, что с DualShock не надо тратить силы плечевого сустава на то, чтобы держать кисти рук вместе. С одной стороны, это хорошая разминка для рук, с другой – усталость сказывается на скорости реакции при длительной игре. Но расправить плечи, размяться, сделать несколько кругом по комнате, чтобы мышцы не затекали, и прийти в боевую готовность с Evolution куда удобнее, чем со стандартным джойстиком, который априори заставляет держать сведенным плечевой сустав.
Есть еще более полезный для здоровья способ: переключаться между Evolution и DualShock, чередуя нагрузку на кисти и плечи. Каждый сможет найти удобный вариант.
Нельзя не упомянуть готовящийся релиз PlayStation Move, официального раздельного контроллера от Sony с датчиком перемещения, который выйдет в сентябре. В нем конечно много интересного, но поддерживается он весьма небольшим количеством игр. Dual SFX Evolution способен стать заменой Move во многих других играх, тем более что рукам после Move будет привычнее держать раздельный геймпад, чем DualShock 3.
Dual SFX Evolution - интересная и жизнеспособная фантазия на тему геймпада для PS3, меняющая восприятие привычных игр и позволяющая достичь новых высот. Evolution станет отличным помощником, если для вас важны сетевые награды, но заменой DualShock 3 в одиночной игре этот джойстик способен стать далеко не везде и не всегда. Так что если хотите получить новые ощущения от любимых игр и подготовиться к выходу Move, Dual SFX Evolution – отличный вариант. Но родной джойстик рано отправлять на свалку истории.