Игра-мечта или всё же игра-причуда? Можно считать, что она опередила своё время и съела немало средств и времени на разработку. Но главное - проект существует и его можно считать достойной жемчужиной игрового фонда.
Лирическое вступление
С именем Стивена Спилберга многое связано. Вот и в 1988 году мультфильм "The Land Before Time" (Земля до начала времён) режиссера Дона Блата, стал ассоциироваться впоследствии с, выступившим в качестве продюссера, Спилбергом. Теперь мультфильм этот называют репетицией шедевра 1993 года - "Парк Юрского периода".Динозавры захватили мир. Когда стали снимать вторую часть "Парка", решено было подготовить и соответствующую по значимости компьютерную игру.
Jurassic Park: Trespasser предлагал возможность не просто поглазеть на динозавров, пострелять в динозаров, побегать от динозавров - словом, был не только виртуальным переложением аттракциона с этими ящерами. Это была попытка сделать игру про выживание, и потому там были воплощены такие - и в наши дни редкие - элементы, как: чувство своего тела, манипуляции с окружающими предметами с помощью своих рук (точнее руки), симуляция физики и другое, о чем рассказ далее.
Амбиции - штука тяжелая, а тут ещё и проект сдавать надо вовремя как приложение к билету в кино. В итоге: что-то не доделали, что-то не отладили как следует, а что-то и вырезали. Таким образом игра вышла заманчивой, но очень недружелюбной для массового игрока.
Что же всё-таки получилось?
Разработкой занималась студия DreamWorks Interactive, и за прогрессом следил сам Спилберг.Как и второй фильм, события игры развивались на другом острове - основной базе по выведению динозавров. Теперь эта земля в полном распоряжении динозавров. Играть предстоит за выжившую после авиакатастрофы героиню, по имени Энн, уже после событий второго фильма (что объясняет откуда будем брать полезный инвентарь). Цель тривиальна - выжить и найти способ связаться с Большой землёй, чтобы спастись с острова.
Бороться за свою жизнь предстоит не покладая виртуальной руки: собственноручно двигая ящики делать импровизированные лестницы, чтобы преодолевать заборы или забираться в интересующие места. Как позднее сделают в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, тут уже фактически не было интерфейса HUD: патроны Энн считает вслух, уровень здоровья мы определяем посмотрев вниз, на "свою" грудь, а точнее татуировку в виде сердечка - нанесенный урон наполняет её кровью. Прицела-крестика в центре экрана нет - стрелять предстоит по всем правилам с помощью мушки оружия (главное, что мушки не сбиты), впрочем хаотичная стрельба наспех тоже возможна.
Динозавры также были хорошо проработаны, включая их распорядок дня (теперь вспомним, что это появилось до A-Life в S.T.A.L.K.E.R.). Но, к сожалению, симуляция экосистемы была сильно порезана. Разнообразие встречающихся видов воскрешенных учеными ящеров велико: тут и хищники: велоцирапторы, альбертозавр, тираннозавр рекс; растительноядные: брахиозавры, стегозавры, трицератопсы, и другие.
И вся эта механика была ещё и красиво преподнесена. В годы коридорного третьего измерения, движок Jurassic Park: Trespasser щеголял открытыми просторами, синевой неба и красотами тропического острова. Для экономии ресурсов дальние объекты представлялись через спрайты, также в движке наличествовал bump mapping (рельефное текстурирование, для передачи объёмов по факту плоского объекта, например, кирпичная стена).
И кроме того - множество мелочей. Проработка звукового наполнения игры, генерация различных ситуаций - не постановочных - чему особенно способствует открытый мир и физический движок игры. Да и как картинно умирают динозавры! Не садист я, но то, что они не просто валятся, как мешок картошки, а сотрясаются в предсмертной судороге, заставляет их воспринимать живее, чем каких-либо ещё виртуальных болванчиков, встречаемых в других играх. И, пожалуй, пожалеть лишний раз убивать гадину..
Как источник необычного опыта игра безусловно удалась. Пусть даже кто-то запустит её лишь на один-два вечера, не сможет погрузиться в полной мере и провести Энн сквозь все препятствия к спасению с этого острова, зато полюбуется динозаврами - они ещё не столь заезженные герои игр, как зомби, киборги или мутанты. А кто-то может подивится, до чего смогли дойти ещё в 1998 году разработчики из DreamWorks Interactive.
О братьях наших "меньших" |
Рассказ об игре разбавлю рассказом о динозаврах. Но давайте выйдем за пределы рассматриваемого проекта и весьма известных трицератопсов, стегозавров, игуанодонов и прочих тероподов. Следует сразу добавить, что с тех пор как сняли "Парк юрского периода" подход к воссозданию облика динозавров продвинулся дальше. Теперь считается, что некоторые - а может и большинство - из них имели оперение. |
Сразу и не скажешь, чего в его облике больше - нелепости или угрозы? Честь открытия этого ящера принадлежит советскому палеонтологу Евгению Александровичу Малееву, в ходе экспедиции 1948 года в Юго-Западной Монголии Теперь уже не отдельный вид, а целый инфраотряд, включающий в себя различных представителей. Общими чертами всех можно считать наличие лап, увенчанных впечатляющими когтями - почти метровые у самого теризинозавра -,массивный торс и мощные задние лапы, а также довольно длинную (для теропод) шею с крохотной - по контрасту со всей тушей - головой. По питанию они были растительноядными, а повадки должно быть были как у гигантских ленивцев - когти скорее служили в качестве инструмента для выкапывания кореньев и добычи листвы с веток деревьев. Но, возможно, могли быть использованы и для обороны от хищников. Сам теризинозавр был одним из крупнейших представителей теропод, достигая длины до 15 метров. В заключение добавлю, что тиризинозавр попал на страницы Книги рекордов Гинесса как обладатель внушительных когтей и как самый странный динозавр. |
Этот хищник не только дальний родственник раптора, он ещё считается и самым умным динозавром. На такие выводы наводит факт, что соотношение массы мозга к общей массе тела по сравнению с другими динозаврами у него велико. Плюс наличие бинокулярного зрения и, вероятнее всего. охота в стае, что тоже требует более сложного поведения. К тому же передние конечности удивительно развитые, не в пример родичу-тероподу - тираннозавру. Кто знает - может троодон даже помогал себе ими подбирать остатки мяса при пиршестве? |
А этот ящер интересен тем, что до сих пор найдены только отдельные фрагменты позвоночника и почти полные передние конечности. Но что это за лапы! Каждая по 2,5 метра длиной, с когтями по 25 сантиметров каждый. Его дальнейшая реконструкция пока затруднена: если он был растительноядным, то очевидно образ жизни вёл снова подобный гигантскому ленивцу. Но перед нами не только загадка, ждущая своего дальнейшего раскрытия, но и ещё один впечатляюще крупный динозавр,. |
Tianyulong confuciusi - по названию музея природы Тианью в провинции Шаньдун, где представлен экспонат. Этот вид примечателен тем, что относится к отряду птицетазовых (родственен трицератопсу, стегозавру, игуанодону и прочим). До сих пор свидетельства о наличии перьевого покрова находили у ящеротазовых (ещё точнее - теропод), но вокруг скелета, в породе, сохранились волосовидные образования, что указывает на покров тела данного ящера . К тому же данный ящер относится к группе гетеродонтозавров , интересных наличием у них зубов как для поедания травы, так и мяса. Известны они были по раскопкам в Африке, но датировались находки 190 миллионами лет, то есть юрским периодом. Китайский гетеродонтозавр же относится к меловому периоду - 70 миллионов лет назад - что делает его в некоторой степени "живым ископаемым" (относительно тех времен). Учитывая возраст этой группы динозавров, можно предположить, что формирование перьевого покрова - либо иного, отличного от чешуи - началось гораздо раньше, и у различных видов динозавров этот процесс шел своим путём. Теперь динозавры становятся ещё милее - пушистыми и теплыми! |
На этом рассказ о динозаврах я завершаю, так как по этой теме можно уйти далеко и прийти в края других тематических сайтов. Пожелаю новых открытий и интересных статей побольше не только читать, но и самим писать. |
В завершение добавлю, что к игре были сделаны фанатские патчи и модификации, которые как полагается поправили многие изначальные недостатки. Но мой обзор касался именно оригинала с его болячками. Модификация же называется ATX.