В Шанхае завершилась одна из крупнейших игровых выставок в мире (а может и крупнейшая) — ChinaJoy 2011. Вместе с нашими друзьями и деловыми партнерами из компании Mental Games мы посетили это важное мероприятие. Более того, GAMER.ru стал единственным российским СМИ, кто не побоялся наведаться в страну процветающего коммунизма и своими глазами убедиться в могуществе китайской игровой индустрии.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Интересный факт: с высоты птичьего полета Шанхай — между прочим, самый большой город Китая — похож на гигантскую микросхему. Сливающиеся в правильные линии зубчатые жилые дома и заводские постройки почему-то обязательно цилиндрической формы напоминают транзисторы, резисторы и прочие «-исторы», что обитают на каждой материнской плате. Вполне возможно, что именно внешнее убранство этого индустриального мегаполиса сыграло решающую роль в определении города-хозяина выставки ChinaJoy девять лет назад. Впрочем, Шанхай уже давно считается экономическим центром не только Китая, но и всей Азии — поэтому всерьез удивляться тому, что именно здесь каждый год проводятся смотрины последних достижений китайского игрового хозяйства, все же не стоит.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Нынешняя, девятая по счету, ChinaJoy прошла под сводами впечатляющего своими размерами Shanghai New International Expo Centre, расположенном в 15 минутах езды от центра города. В этом году китайские и мировые игроделы (около 300 компаний со всего света) заняли под свои интерактивные развлечения целых пять огромных (общая площадь — более 60000 квадратных метров) павильонов, каждый из которых не только похож на самолетный ангар, но и по величине превосходит любимый 57-ой павильон Всероссийского выставочного центра, прошлой осенью в последний раз приютивший под своей крышей выставку ИгроМир. Одним словом, побывать на ChinaJoy — это как прогуляться по пяти ИгроМирам сразу, размах наших коммунистических друзей, что и говорить, поражает.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Самые большие и красивые павильоны традиционных, знакомых всем и каждому выставок, от E3 до TGS, обычно занимают мастодонты игрового бизнеса — компании Sony, Microsoft, Nintendo, Electronic Arts и другие. Однако в Китае правят балом совсем другие люди. Три кита игровой индустрии Поднебесной — монструозные компании Shanda, Tencent Games и, конечно, наши хорошие друзья из Snail Game. Именно они и поделили между собой квадратные метры главного, первого павильона выставки. Посетители ChinaJoy смогли не только поиграть в самые знаменитые игры этих трех компаний, посмотреть презентации еще не вышедших проектов (например, Blade & Sword от Tencent Games, «Легенды кунг-фу» от Snail Game и Mental Games или FireFall от калифорнийцев из Red5), но и поучаствовать в розыгрышах, конкурсах и прочей кутерьме — традиционных атрибутах любого подобного события.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Именно в центральном павильоне в первый день выставке состоялось знаменательное событие для всех нас. Компании Snail Game и Mental Games в присутствии огромного числа журналистов со всего мира заключили так называемый меморандум о взаимопонимании — документ, подтверждающий эксклюзивное партнерство между российской и китайской компаниями, а также договор на совместное создание 9-ти игр в ближайшем будущем. Но это еще не все приятные новости. В кулуарах мы узнали, что к финальному релизу игры «Черное золото» планируется выпустить полнометражный художественный фильм по мотивам проекта. На данный момент известно, что съемки картины пройдут в Китае, в городе Сучжоу, и при ее создании будут использоваться те же технологии, что и в знаменитом «Аватаре» Джеймса Кэмерона. К работе над лентой уже подключились известные голливудские сценаристы и актеры, имя которых пока держится в секрете. Но и это еще не все. Также мы узнали, что в мастерских компании Snail Game продолжается работа над одним из самых амбициозных проектов компании, с гордым названием «Первый виртуальный». Важными подробностями о проекте мы сейчас, увы, поделиться с вами не сможем, скажем лишь, что «Первый виртуальный» сочетает в себе особенности традиционных игр, социальных сетей и полноценной виртуальной реальности. Как говорят в таких случаях, следите за анонсами.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Вырвавшись из царских декораций главного павильона, вы окунаетесь в безбрежный океан китайских игр самых смелых жанров с самыми смелыми названиями, в которых обязательно присутствует слово «онлайн». Смело говорю — кто побывал на ChinaJoy, тот больше никогда и ни чему не будет удивляться в игровой индустрии. Перед моими глазами с ультразвуковой частотой проносились стенды с такими проектами, о которых, я уверен, никто не только не догадывался, но и не мог представить даже в самых смелых снах. И все, еще раз напомню, с приставкой — «онлайн». Онлайн-симулятор рыбалки, онлайн-симулятор по разведению пони, онлайн-симулятор фабрики по выращиванию чая, онлайн-симулятор яхтсмена, онлайн-симулятор онлайн-симулятора... Причем, надо отдать должное китайцам, добрая половина проектов вызывает если не восторг, то уж точно здоровое любопытство. Единственная проблема — языковой барьер (все игры, даже западные, были представлены на выставке на китайском языке), который не позволяет в полной мере оценить глубину всего этого сумасшествия.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
За внушительным пластом такого «уникального» творчества, скрывается не менее впечатляющий сектор игр, созданных что называется «по мотивам» западных игропроизведений. Тут вам и миллионы вариаций на тему (любимого жанра Филиппа Бедросовича Киркорова) World of Warcraft, Lineage 2 и других популярных MMORPG современности, и огромное количество социальных и браузерных игр, многие из которых ждут своего инвестора или, например, долгожданной интеграции с самой популярной социальной сетью в мире — местной QQ.com (Facebook, Twitter и Youtube в Китае запрещены — удивительная страна!). Пройдясь по стендам второстепенных по китайским меркам компаний, вы без труда найдете аналог любой мало-мальски популярной сегодня интерактивной затеи в мире, но выполненной с оглядкой на местный рынок — от какой-нибудь «фермы», до подвижных игр для консоли Nintendo Wii. Кстати, консоли на ChinaJoy отсутствовали как класс, что с одной стороны должно обрадовать «хардкорных» PC-игроков не только в Китае, но и за его пределами, а с другой очень точно характеризует игровой рынок Поднебесной. Китайцы, вы будете смеяться, если судить по ChinaJoy, являются сейчас чуть ли не самой прогрессивной нацией в игровом мире. Любовь к играм, к которым «настоящие» западные геймеры и специалисты пока относятся с нескрываемым скепсисом, здесь не только возведена в культ, но и является постоянным источником огромной прибыли для местных компаний. Если бы все обстояло иначе, не было бы ни 5 павильонов, под завязку набитых людьми, ни 17000 экспонентов, ни общего равнодушия в глазах китайцев ко всему тому, что происходит в игровом бизнесе за пределами их страны.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
На ChinaJoy интересы консервативного запада защищали две большие компании — Blizzard и Electronic Arts. Но защищали как-то робко, без надрыва. Великие и могучие Blizzard на ChinaJoy ограничились небольшим стендом где-то в глубине второго по значимости павильона. Они привезли на выставку всего одну игру — не слишком «свежий» StarCraft 2, поэтому никакого интереса или шумихи вокруг их появления на выставке мы не заметили. EA, напротив, старалась не отставать от китайских коллег — по крайней мере, если опираться на размеры их выставочной инсталляции. Один из крупнейших игровых издателей мира, показал на ChinaJoy три проекта — разумеется, все многопользовательские. Помимо известной в России Need for Speed World, «электроники» представили публике игру по вселенной «Трансформеров», а также играбельную версию Dungeon Keeper Online, которая, увы, совсем не впечатлила — с тоской в сердце говорим, что похоже, некогда очень популярную серию можно окончательно считать умершей.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Отдельное место на ChinaJoy было отведено и мобильным платформам, самой популярной из которых в Китае, по ощущениям, на данный момент является Android. Однако, на фоне пестрых MMO, социальных и браузерных проектов, игры для мобильных телефонов выглядели серыми мышками. Во многом потому, что на выставке практически отсутствовали «свои», китайские проекты, а каждый стенд мало-мальски значимого местного издателя был под завязку забит сплошь западными суперхитами — Guitar Hero, Angry Birds и многими другими. Самым же популярным проектом для сотовых телефонов, собиравшим неправдоподобно длинные очереди на ChinaJoy, стал Fruit Ninja — одна из немногих мобильных игр, которая здесь транслировалась на больших мониторах.
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
ChinaJoy 2011. Часть первая — «Китайское чудо»
Посетить ChinaJoy — это как одним глазком заглянуть в будущее. И дело не в помпезности мероприятия и его размахах, а в том, что игры, культивируемые в Китае и в остальной Азии, скорее всего в ближайшее время серьезно перетряхнут мировую игровую индустрию (процесс этот уже пошел). Практически со стопроцентной долей вероятности можно заявить, что это серьезно отразится и на устройстве ведущих игровых выставок — совсем скоро они целиком или отчасти должны мутировать под давлением восточных ММО, браузерных, социальных и мобильных игр, то есть под нужды ведущих азиатских игровых компаний будут отводиться все большие площади, а сами они, наконец, станут восприниматься, как серьезные конкуренты, а не чудаковатые игроделы с Востока. Ведь ни для кого не секрет, что уже сейчас многие китайские проекты обладают такими мощностями (как финансовыми, так и пользовательскими), о которых многим, даже самым большим западным разработчикам и издателям, остается только мечтать, и это не предел. Поэтому термин «китайское чудо», неизменно возникающий в разговорах об экономическом росте коммунистического Китая в последние 20 лет, уже сейчас уместен и в отношении местного игропрома. Причем это движение не только набирает мощность, но оно, я уверен, необратимо. Поэтому, советую, не гадать на кофейной гуще и не пытаться ответить на вопросы, что же будет дальше, а просто с интересом наблюдать за развитием событий.
Отдельное спасибо выражаем компаниям Snail Game и Mental Games за теплый прием и душевную компанию на протяжении всего нашего пребывания в Китае.