Довольно необычный 2.5D платформер от Sonic Team. Место его действия мир снов, разделённый на две части — Найтопию, где из энегрии идей (Ideya) творятся приятные сны и Кошмар.
Повелитель Кошмара Злой Вайзмен (Wizeman the Wicked) решил подчинить себе Найтопию и для этого создал целую армию воинов-найтмаренов. Кроме того, он похитил все идеи для приятных сновидений и запер их в клетках. Однако один из найтмаренов — Найтс (NiGHTS) взбунтовался против своего создателя, и за это его заперли внутри Дворца Идей (выглядит как небольшая беседка). Двое детей из города Твин Сидс — Эллиот Эдвардс и Кларис Синклер, спасаясь от своих кошмаров, попадают в этот дворец и освобождают Найтса. Теперь им троим предстоит вернуть идеи на место и одержать победу над Вайзменом и его слугами.
Семь уровней игры состоят из четырёх этапов, на каждом из которых необходимо собрать 20 сверкающих шариков и отнести их к клетке, чтобы освободить одну из Идей. После этого идею надо отнести во дворец-беседку. Но не всё так просто.
В начале этапа игрок управляет Найтсом. Найтс может летать, но при этом перемещается по заданной авторами двумерной поверхности, проходящей по определённому маршруту через трёхмерный уровень (при этом она обязательно проходит через клетку с Идеей и беседку). После того как игрок завершает этап, маршрут меняется, и для Найтса становятся доступны другие части уровня (доступ к старым уровням теряется).
Еще в игре есть ограничение по времени. Если игрок не успел выполнить задания или часто натыкался на врагов (минус 5 секунд за каждое столкновение), Найтс исчезает и его место занимает Эллиот или Кларис. Они не могут летать, но зато бегают по земле в любом направлении. Последнее позволяет добежать до беседки напрямик, что очень важно, так как по прошествии ещё некоторого времени за персонажем начинает летать будильник. Если будильник настигнет его, то персонаж проснётся, появится надпись Night's Over, а уровень придётся проходить заново.
Если же герои смогли вернуть все идеи, то их ждёт битва с боссом — одним из лояльных найтмаренов или самим Вайзменом. Битва тоже ограничена по времени (2 минуты). В зависимости от затраченного времени и набранных очков игрок получает оценку (grade) за прохождение уровня. Уровень можно перепройти, чтобы получить более высокий балл — ведь последний, седьмой уровень, открывается лишь при высоких оценках за остальные шесть.
Также в игре в NiGHTS into Dreams имеется система A-life. На уровнях можно встретить Найтопианцев, за поведение которых отвечает система ИИ. Она запоминает настроение этих жителей Найтопии (например, помогали ли вы им или атаковали) и реагирует на его изменение.