«А затем была резня, а затем — ещё одна». Обзор игры в преддверии российского релиза
К войнам можно относиться по-разному: можно считать их презренным проявлением низменных чувств, суровой необходимостью или чем угодно ещё, но сложно отрицать, что человечество каким-то полумистическим образом к ним притягивает. Возможно, потому, что всякая война — эталон конфликта, а именно конфликт лежит в основе всякого интересного сюжета?.. Кто знает. Однако жанр боевика прочно вошёл в жизнь рядового поклонника видеоигр. Но, что примечательно, редко когда игры дают нам действительно войну — обычно это так, пострелушки, оппозиционная война. В лучшем случае — куча скриптов, лишь бы создать хотя бы иллюзию масштабности (привет серии Call of Duty).
И, конечно, это не плохо, ведь зрелищность можно обеспечить разными методами... но душа ведь просит размаха, масштабов. Воевать так воевать и всё такое. Первая часть PlanetSide, вышедшая в 2003 году, предложила миру именно это. Но в то время, когда бо́льшая часть мира только осторожно прощупывала путь загадачный мир интернета, она оказалась лишней. Слишком глобальная, слишком сложная, слишком выбивающаяся из общего ряда — короче, страшная далёкая от народа — она собрала менее сотни тысяч активных подписчиков даже в пике своего жизненного цикла. Что, впрочем, не помешало ей стать культовой в узких кругах.
Какой-нибудь другой разработчик, возможно, пошёл бы на поводу у неблагодарной публики... но нет, прошло долгих десять лет, а Sony Online Entertainment рискнула залезть в те же степи повторно. А вдруг сегодняшний геймер готов? Вдруг ему понравится?
И заговорили пушки.
Сто бойцов на сундук аураксиума
Представьте любую на ваш выбор насквозь заскриптованную сцену боя из любого боевика. Вокруг взрывы, летят пули, кто-то где-то сбивает очередной вертолёт... Представили? А теперь представьте, что на самом деле всё происходит не по воле скрипта. Взрывы вокруг — результаты промахов вражеских танков, пытающихся задавить наше же танковое наступление, пули — заградительный огонь полсотни противников, а на место падающего вертолёта прилетает ещё пяток с обеих сторон, причём более-менее осмысленно, а не для зрелищности. Вокруг суетятся медики, практически возвращая с того света боевых товарищей, инженеры пытаются спасти почти добитые танки, прячась за их уже дымящимися силуэтами...
PlanetSide 2 поражает именно общей картиной. Конечно, вскоре мы увидим определённые изъяны в этом эпическом полотне, но в момент, когда видишь танковое побоище в лучших традициях Курской дуги, когда самолёт — управляемый реальным игроком! — на бреющем полёте чуть не касается твоей головы, когда видишь десятки, а порой действительно сотни бойцов, бьющихся за малейший клочок земли в своей бессмысленной войне, каждый из которых выполняет свою маленькую, но важную роль в этом торжестве безумия... в общем, хочется сразу и авансом простить игре все её недостатки и просто наслаждаться зрелищем.
Но давайте остановим эту сцену и разберёмся, как все эти люди докатились до жизни такой.
«А за тою за горою горы да леса!»
Причины войны преимущественно идеологические. В результате хитрых путешествий по космосу человечество натыкается на планету Аураксис, где, в свою очередь, находят технологии древней расы. Например, технологию воскрешения. И здесь, после ряда событий, в том числе террористического характера, разгорается битва между тремя более-менее равными сторонами. Настолько зачастую равными, что игроки порой в буквальном смысле в своём выборе опираются на цвет и музыкальную тему фракции. Впрочем, некоторая разница всё же есть:
- Республика Землян — собственно, приверженцы старого строя, страшные консерваторы, но, следует признать, что на матушке-Земле войны благодаря их политике действительно прекратились. В бою упирают на скорострельность.
- Новый Конгломерат — террористы, они же повстанцы, они же «благородные бойцы за свободу». В некотором смысле демократы, хотя новых технологий тоже боятся как огня. В бою рассчитывают на убойность своего оружия.
- Суверенитет Вану — учёные, решившие вопреки запретам изучать технологии Древних, а также им сочувствующие. На почве поклонения артефактам слегка тронулись рассудком и сейчас напоминают пусть довольно вменяемую, но всё же секту. Впрочем, нельзя не заметить, что ассимиляция технологий проходит более чем успешно: оружию Суверинитета глубоко до лампочки вся эта ваша баллистика, оно стреляет точно туда, куда укажут. Очевидно, благодаря этому визитная карточка Вану — точность.
В оригинальной игре война велась за добрый десяток континентов разом. На данный момент в PlanetSide 2 война идёт за три континента, каждый из которых занимает территорию в примерно восемь на восемь километров. Полный захват континента даёт символический бонус — 10% скидки на определённую группу техники. На выбор представлены пустынный Индар, ледяной Эсамир и горно-долинный Хоссин. Вскоре ожидается болотный конинент. К слову, в PlanetSide 2 до кучи ещё и сменяется день на ночь: ночные бои даже в тех же местах приобретают свою особенную специфику.
Война за клеточки
Осмысленность ведения боевых действий кажется туманной. Силы равны, у всех есть технология воскрешения... На самом деле это битва на истощение: на истощение не ресурсов, но людей. Победить сможет лишь та сторона, которой война надоест позднее... но, как нам показывает печальный исторический опыт, войны отказываются надоедать.
В локальном же смысле война, и в самом деле, идёт за ресурсы и территории. Точнее, за стратегические объекты, которые приносят ресурсы. На ресурсы можно построить себе, скажем, танк, чтобы доблестно его угробить во время контратаки противника, которая пусть через час, день или неделю, но обязательно состоится — граница вечно движется во все возможные направления. Некоторые точки, вроде «Короны» (The Crown) на Индаре и вовсе становятся в этом плане легендарными: если на этом континенте сталкиваются хотя бы две относительно равные силы, то «Корона» начинает сменять владельца ежечасно благодаря своему расположению в самом центре.
Чтобы избежать партизанщины, в PlanetSide 2 оказалась введена система связей между территориями: нельзя начать захват, если территория не соединена с «базой» по цепочке других дружественных объектов. Благодаря этому линия фронта всегда очень ярко выражена, и все те две тысячи человек, что могут одновременно находиться на одном сервере, собираются именно на нём.
Периодически абстрактное командование отдаёт особые приказы. Мол, нам кровь из носу нужно захватить контроль над большей частью Индара! Или захватить и удержать биолаборатории, например. На это даётся определённое время: когда таймер доходит до нуля, все представители фракции-победителя получают некоторое количество ресурсов, а также — только до следующего события, конечно же — бонус к зарабатываемому опыту. Такие события ощутимо перестраивают картину боевых действий и придаёт некоторую осмысленность действия даже для игроков-одиночек.
Я бы в лётчики пошёл...
В PlanetSide 2 шесть основных игровых классов. Один из них, впрочем, требует ресурсов и навыков, да и вообще по сути является техникой, так что стоит слегка особняком. Так или иначе, список выглядит вот так:
- Медики — лечат либо направленно, либо, с помощью особой способности, всех вокруг. Могут вернуть с того света только что умерших бойцов. В принципе, экипированы вполне вменяемым автоматом, но если медику приходится больше стрелять, чем лечить, вы определённо что-то делаете не так.
- Инженеры — класс, как правило, выбираемый операторами различной техники, поскольку только они могут чинить собственно технику. В бою используются не так часто, если только речь не об оппозиционной войне: инженеры могут ставить турели. Управляются, к слову, вручную.
- Разведчики — снайперы-диверсанты. Что характерно, бегают без камуфляжа, так что вся надежда только на маскировку, делающую разведчика условно-невидимым на некоторое время. Умеет далеко стрелять, ставить мины и взламывать вражеские терминалы. Убить разведчика — одна пуля по карте MasterCard (ну хлипкие они), взять технику на вражеском терминале — бесценно.
- Лёгкие пехотинцы — ниндзя. Благодаря двум видам jetpack’ов (для полёта и планирования) умудряются оказываться в самом неожиданном месте в самый неожиданный момент, методично убивают медиков и инженеров в тылах, кидают C4 на технику и улетают в закат. Единственное, что радует, так это то, что чтобы убить, на них достаточно чихнуть.
- Тяжёлые пехотинцы — выбор по-умолчанию, в принципе. Стреляют, носят с собой местную вариацию РПГ, в спецспособностях — щит, позволяющий прожить чуть подольше. С другой стороны, вы при этом светитесь словно новогодняя ёлка, так что ещё вопрос, проживёте вы с ним дольше или меньше.
- МАКС (MAX) — чем-то похож на тяжёлого пехотинца, но ещё больше, толще и злее. По сути, гуманоидный танк. Ну, ладно, танчик. Как следствие, требует особых навыков и определённых ресурсов.
Техника довольно стандартная: багги, чья единственная жизненная функция — доставить вас до нужного места, танки, большие воздушные и наземные транспортники (последний можно развернуть в точку воскрешения, что чертовски полезно)... Отдельная тема, впрочем, авиация — она здесь действительно оказывает огромное влияние, но управление ей, надо сказать, довольно... своеобразно. Пока вы не привыкните к особенностям руления воздушной техникой, летать она будет преимущественно вниз, что немного раздражает.
Но если всё-таки научиться, то да, авиация в PlanetSide 2 — это сила. Да и вообще техника в игре ключевой элемент. Она не заполонила всю карту только по трём причинам: а) требует ресурсов, а каждый боец имеет ограничение по максимальному количеству оных; б) многие объекты имеют особые ворота, которые не пускают технику, пока солдаты не раздолбают генератор изнутри; в) как нам подсказывает всё тот же печальный исторический опыт, техника без поддержки пехоты гибнет гораздо и гораздо быстрее.
И снова в бой
Но вернёмся в нашу битву. Думаю, теперь ясно, кто, где и зачем воюет, но что именно происходит? Всё просто: захватывается очередной стратегически важный объект. Если не вдаваться в технические подробности, то для этого нужно захватить и удержать определённое время от одной до пяти точек на территории. Собственно время зависит от типа объекта, а также числа соседних союзных объектов.
Не обошлось при таком масштабе и без необходимости учиться: умения действительно дают буквально несколько процентов преимущества (за исключением открытия особых возможностей вроде пилотирования MAX или разворачивания точку возрождения), но придётся затратить некоторое время, чтобы разобраться, как здесь всё работает и взаимодействует.
О жадности
В России игра будет издаваться в
***
Подведём итоги. PlanetSide 2 — крайне прожорливая на ресурсы, по-своему сложная, в боевой механике не являющаяся откровением, но при этом совершенно уникальная MMOFPS. Только здесь можно ощутить именно войну во всём её размахе, только здесь место боя задаётся не сменой карты, а движением реально существующей линии фронта. Это действительно красивая игра с красивой идеей, так что остаётся лишь надеяться, что хотя бы на второй раз публика сможет понять весь таящийся в ней потенциал.