«Особенности подводной охоты». Обзор игры
Пожалуй, Silent Hunter — самая известная серия симуляторов подводных лодок. Хотя бы потому, что конкурентов особо-то и нет. Да, может быть последние части уже и «совсем не те», но успех первых трёх частей обеспечил серии почётное место в пантеоне симуляторов техники.
Silent Hunter II по сравнению с первой частью потерял некоторые свои составляющие, как, например, открытый мир. Нет, конечно вы можете допилить хоть до Ленинграда — было бы желание — но вы не найдёте там ровным счётом ничего. Все порты, кроме тех, что нужны по сюжету, пусты. Зато топить придётся много. И — самое главное! — здесь можно грабить корованы!
По машинам!
В игре есть кампания, одиночные операции, а также совместные операции aka мультиплеер.
В общем и целом, между всем этим разнообразием нет особой разницы, если смотреть с точки зрения игрового процесса — кампания является просто линейным набором операций. С точки же зрения сюжета надо, конечно, выбирать кампанию. Она хоть и не очень оригинальна, зато всё в хронологическом порядке.
В рамках каждой операции есть основная задача и задачи второстепенные. Основная задача почти всегда «потопить суда противника общим водоизмещением не менее x тонн». Второстепенные же почти всегда «потопить суда противника общим водоизмещением не менее 2*x тонн и добраться до порта N-ска». Также будут попадаться задания типа «патрулировать» или «доплыть любой ценой». В рамках одиночных и совместных операций можно ещё встретить задания по защите цели. В кампании, кстати, довольно странно высчитываются необходимые условия для перехода к следующему уровню — иногда надо все второстепенные задания выполнить, а иногда можно перейти на следующий уровень с полуразбитым корытом без боезапаса, еле-еле выполнившим главную задачу.
Так или иначе, инструктаж прочитан, с целями ознакомились… можно плыть! В начале миссии мы всегда стоим на капитанском мостике. Вообще, почти все миссии можно пройти, перемещаясь всего между четырьмя закладками — перископ, карта, сонар и, в худших случаях, контроль повреждений. Этого удалось добиться из-за того, что почти все функции корабля выведены на горячие клавиши, а те, которые не выведены, можно увидеть в различных меню, нажав на клавиши Q, W или E.
«Многих я зарэзал, многих перерэзал...»
Определив по карте куда плыть, командуем «полный вперёд!» (экстремалы могут и «полный назад») и плывём, плывём, плывём… По сравнению с последующими частями, путь до цели очень быстрый, не считая пары исключений. Обычно не больше пяти минут, если, разумеется, включить максимальное ускорение времени (если верить надписи, то это 2048x).
Целсь! Товсь! Пли!
У каждой уважающей себя подводной лодки есть четыре способа уничтожить противника. Если исключить таран, то таковых остаётся три: зенитка, корабельное орудие и торпеды. Зенитка предназначена для изничтожения самолётов (разведчики, бомбардировщики, торпедоносцы…) и, в глубокой теории, уничтожения катеров (хотя мне не удалось так потопить ни один). Сбивать самолёты в Silent Hunter II — дело неблагородное, ибо в заданиях про них ничего нет и в итоге это только трата времени, нервов и целостности своего судёнышка. К тому же, дальность поражения зенитки оставляет желать сильно лучшего.
Корабельная пушка предназначена в первую очередь для катеров (поскольку торпеды либо проходят ниже, либо «летят» по поверхности и экипаж успевает их заметить и увернуться) и для мелких одиночных кораблей вообще, на случай, если торпеды кончились (эсминец потопить реально, например).
Но, конечно же, главным оружием были, есть и остаются торпеды. Парой-тройкой таких можно потопить даже авианосец при некоторой удаче. Проблема в том, что даже на «китах» подводной флотии редко когда можно встретить более пятнадцати таких снарядов. Максимальное количество торпедных аппаратов, которое я могу вспомнить в игре — восемь, плюс несколько запасных зарядов.
Навигационный планшет. Если реализм стоит не на максимуме, здесь можно смотреть, как торпеда идёт на врага.
Война торпедами имеет свои нюансы. В частности, придётся много маневрировать — у подлодок, конечно, есть задние торпедные аппараты, но их всегда меньше (а на некоторых таких и вовсе нет). Также почти всегда придётся быть рядом с противниками, ведь при грамотном маневрировании можно без особого труда уйти от торпеды, если она была запущена издалека. После первого же попадания весь конвой начнёт крутить такие зигзаги, что обзавидуешься. В итоге идеальной тактикой остаётся ворваться в центр конвоя, выпалить полбоезапаса и быстренько уйти на дно. Хотя можно ещё попробовать пристроиться под чужой грузовой корабль после этого. Можно даже рискнуть уплыть — все действия чисто по ситуации.
Алярм, обнаружена подлодка!
Я, кстати, говорил, что мы играем за немецкие подлодки? Нет? Теперь сказал. Это я к тому, что мы воюем преимущественно против Союзников, а на недостаток эсминцов они тогда особо не жаловались. Собственно, в Silent Hunter II именно они наши самые злейшие враги, ведь только они (не считая гораздо и гораздо реже встречающейся авиации) оборудованы глубинными бомбами. И они их не стесняются использовать!
Ничего не подозревающий грузовой корабль...
По личным ощущениям, всеми эсминцами руководят переквалифицированные снайперы. Ибо как-то умудряются попадать даже по уже три минуты как заглушившей двигатели подлодке, находящейся на экстремальной глубине в 100-150 метров. Зато боезапас у них тоже строго ограничен — в среднем от каждого стоит ждать по двадцать «подарочков».
Как я уже вскользь упомянул, самое эффективное, что вы можете сделать — скомандовать экстренное погружение и отрубить двигатели. Дальше можно бежать к сонару и надеяться, что пронесёт.
…не пронесло
Самое время рассказать про систему повреждений.
Картинка для лучшего понимания
На странице «контроль повреждений» почти весь экран занимает схема нашей подводной лодки. В случае повреждений отдельные элементы (перископ, машинный отдел, зенитка и т.д.) будут выделяться различными цветами в зависимости от степени повреждений: жёлтым (всё плохо), красным (всё очень плохо) или серым (объекту настал кирдык). Серым чаще всего становится перископ — никогда нельзя забывать скрывать его при погружении! Первая же бомба может его уничтожить. Ну и если вы решились на таран, конечно же, неубранный перескоп может испытать незабываемые впечатления.
Выбрав повреждённый элемент, можно увидеть, сколько ещё ваши лемминги ваш экипаж будет его чинить. Повлиять на это время мы не можем.
Чуть ниже схемы расположено три датчика. Самый левый называется «Корпус». Как вы, скорее всего, уже догадались, имеются в виду повреждения обшивки. Если она накроется (100% повреждений) весь корабль треснет. В буквальном смысле.
Правее расположены показания CO2. Из школьного курса химии и биологии вы должны помнить, что CO2 это углекислый газ и выделяется он при дыхании. А ещё то, что его избыток вредит организму. Заполнение этого показателя до 100% гарантирует смерть от удушья всему экипажу. Мгновенно и полностью восстанавливается, стоит только подняться на поверхность.
Наконец, последний показатель — «Вода» — показывает степень затопленности судна. Добиться максимальных ста процентов у вас вряд ли получится. Дело в том, что в определённый момент вы просто не сможете всплыть и начнёте опускаться. Даже самые крепкие и полностью целые подводные лодки с трудом выдерживают даже погружение на 250 метров — из-за давления обшивка просто лопнет.
Особо радует, что в Silent Hunter II по сравнению с первой частью сохранилась вся проработка повреждений, а возни с экипажем, который появится уже в Silent Hunter III, ещё нет и в помине.
Эрих Топп&Co
Довольно интересная находка — серия коротких рассказов немецкого подводника, кавалера Рыцарского креста Железного креста
Здесь же, в меню, можно найти и каталог техники с реальными характеристиками (вооружение и прочее) кораблей. Почти у всех кораблей есть и краткие примечания, в которых можно вкратце посмотреть историю создания, особенности и другие интересные факты.
К слову, каталог можно вызвать и во время игры с помощью клавиши R. Она расскажет о том, на какой подлодке вы оказались на этот раз, а если вы «захватили» (G) и ведёте цель, то и характеристики противника.
***
Конечно, печально, что хорошие симуляторы довольно большая нынче редкость. Но и если порулить автомобилями и самолётами нам дают довольно часто, то водные просторы покорять приходиться очень и очень редко. Вот уже прошло много лет с выхода первого Silent Hunter, а ситуация к лучшему особо не меняется, да и эта серия уже медленно, но верно сдаёт позиции.
А жаль, ведь вода — это одна из тех немногих вещей, на которые можно смотреть бесконечно...