До релиза “Total War: Rome 2” осталось всего полшага, кто-то завтра побежит в магазин, сломя голову, за заветной коробочкой. Кто-то будет ждать выходных, чтобы в полной мере насладится игровым процессом. Ну а кто-то, сделав предзаказ электронной версии, спокойно дожидается окончания предзагрузки (или уже загрузил) клиента игры.
А пока нам некуда спешить, предлагаю вспомнить, с чего же начинался путь и любовь сообщества к одному из главных РС-эксклюзивов этого века.
В последнее время сложно встретить игровые проекты, заставляющие игроков кардинально улучшать свои компьютеры. Такие игры можно перечесть на пальцах одной руки. Все остальные – используют одни и те же движки из разу в раз, из года в год, в лучшем случае лишь полируя их, что позволяет не вскрывать системный блок года 3-4 (яростное уничтожение пыли не в счет!). Связано это с ограниченной мощностью домашних консолей, на которые в первую очередь и опираются кудесники виртуальных развлечений.
Серия “Total War” пока еще является эксклюзивом “пекарей” (как многие предполагают, в скором времени такое положение дел может измениться), что не ограничивает команду Creative Assembly в каких-либо рамках.
Но разве одним лишь качеством изображения серия получила признание? Конечно, нет. И даже не в первую очередь. “Total War” – это самая настоящая реконструкция различных исторических эпох. Каждая новая часть игры переносит нас в настолько разные, жестокие и по-своему незабываемые времена, что каждый раз это смотрится свежо и безумно увлекательно.
За тринадцать лет существования этой стратегической франшизы, игроки успели побывать античными правителями, японскими даймё, средневековыми завоевателями, адмиралами и полководцами времен Наполеона, и даже попробовали себя в роли этого легендарного корсиканца.
Путь “Глобальных войн” начался в 2000 году, когда военные глобальные стратегии были если не экзотикой то, как минимум, редкостью. “Shogun: Total War” закидывал игроков в период Сэнгоку Дзидай (Эпоха Воюющих Провинций), самый рассвет эпохи самураев.
В этой игре была заложена основа механики всех игр серии, которую мы видим и сегодня: пошаговые действия на тактической карте (дипломатия, экономика, передвижение войск) и масштабные схватки враждующих армий в реальном времени.
Выбрав фракцию (клан), игроку требовалось увеличить свое влияние, в раздробленной на мелкой кусочки Японии, и, в конце концов, стать сёгуном. Сделать это можно было как кровопролитными войнами, так и дипломатией. Как только игрок заполучал большую часть провинций, по приказу Императора, ему тут же объявляли войну оставшиеся кланы, среди которых имелись и союзники, впрочем, на тот момент уже бывшие. Для полной победы нужно было выдержать натиск противников и удержать свою власть.
Войска на боевой карте были еще двухмерными (спрайтовыми), но тогда смотрелись очень мощно. Посмотрев сейчас на карту кампании, видно, что она была очень схематичной. Детализация и объем карты пришли лишь в “Риме”.
Уже в 2002 году, на свет вышла вторая игра серии – “Medieval: Total War”. Пришло время европейского Средневековья, доблестных рыцарей, прекрасных дам и, конечно же, крестовых походов. Графическая часть игры осталась почти нетронутой, как и необходимая для победы цель. Нужно захватывать и подчинять, все для блага собственной Империи.
Изменения коснулись тактической карты: в игру добавили личностные черты и характеристики военачальников (жестокость, благородство, честолюбие и пр.), появилась возможность заключать дипломатические браки.
В боевой составляющей игры появилась осада крепостей. Все как полагается, с катапультами и таранами, очень зрелищно. В этой же части появились и остались так полюбившиеся многим крепостные стрельчатые башни.
2004 год. Creative Assembly очень постарались и все-таки выпустили новую часть на полностью трехмерном движке (а это всего через два года после Средневековых баталий!). “Rome: Total War”, пожалуй именно этот проект стал одним из самых значимых событий сериала. Запустив игру, военачальники попадали в золотое время Римской империи и в гущу Пунических Войн. Правда, за Цезаря поиграть было нельзя, был лишь некий Гай Юлий в режиме обучения, но там действие происходило задолго до самого Цезаря.
Карта кампании впервые стала трехмерной, а дипломатия была ощутимо переработана, подняв ее коэффициент полезного действия. Сражения удивляли еще больше, чем обновленная карта, став трехмерными, юниты раз за разом радовали глаз своим... объемом. Новый движок был достаточно мощный, чтобы позволить сталкиваться по-настоящему огромным армиям.
Такую красоту так и хотелось запечатлеть на память, и такая возможность появилась. В игре появилась функция “повтор сражения”, схватки можно было не только полностью записать, но выложить в сеть. “Рим” стал началом турнирной истории “Total War”.
Прошло еще два года и технологии сделали шаг вперед, персоналки обзавелись DirectX 10, новыми шейдерами, более реалистичным освещением, детализацией трехмерных объектов. Тогда же родились консоли седьмого поколения (Xbox 360, PlayStation 3, Nintendo Wii).
В том же 2006-ом, вышел “Medieval 2: Total War”, правда без поддержки DX10, но выжимающий последние капли DX9 и смотрелся Средневековый член серии, надо признать, достойно.
Фактически, “Medieval 2” был ремейком первой части, но не без изменений и нововведений. Кроме обновленной картинки, появилось следующее: в игру введены гильдии, позволяющие нанимать уникальные отряды, появилась возможность найма сразу нескольких отрядов за ход, а на карте кампании появились новые поселения (в предыдущих играх были только столицы регионов). На активные действия игроков влиял Папа римский, который периодически объявлял различные крестовые походы и другие свои прихоти.
Прошло три долгих года, прежде чем СА выпустили новую часть линейки. “Empire: Total War” стала расширением исторического диапазона серии. “Империя” охватывала времена колонизации британскими подданными земель Нового света. Игра могла похвастаться новым движком, а не регулярно улучшаемым старым, как это было с предыдущими играми. Появились разрешения высокого качества и поддержка DX10. Игра красовалась потрясающими эффектами морозной глади и завораживающего объемного тумана. Картинка выглядела очень внушительно и современно.
Вооружившись саблями, ружьями и артиллерией (на экран мониторов был уже XVIII век как-никак), игроки начинали новую “Глобальную Войну”. Войска фракций в “Империи” в основном отличались лишь цветом мундира, имея в запасе парочку уникальных отрядов. Эта же система была в “Shogun”, а в последствии будет и в “Shogun 2”. Такое решение нельзя с уверенностью назвать недостатком, так как, потеряв в объемах разнообразия, стало легче разобраться в войсках разных сторон.
Главным же новшеством “Empire”, можно с уверенностью назвать долгожданные морские бои (в предыдущих играх морские стычки рассчитывались автоматически). Еще одна важная особенность этой части, именно с нее серия начала переезжать на набирающую популярность платформу Steam.
Прошел всего год, а СА выпустили еще одну игру - “Napoleon: Total War”. В принципе они выпустили уменьшенную в размерах и доведенную до ума “Империю”.
Были доработаны морские баталии (появилась возможность ремонтировать свои корабли во время боя), появилась удобная цветная “полоска” морали у отрядов и другие не такие крупные, но не менее приятные изменения.
Действие игры переносило игроков во времена Наполеоновских войн (1799-1815 гг.). Впервые появилась настоящая сюжетная кампания, по мере прохождения которой, нужно было повторить шествие Наполеона по Европе.
Были и печальные нотки игрового процесса, например, внезапно “отупевший” искусственный интеллект, всегда лезший на рожон и совсем разучившийся обороняться.
Видимо Creative Assembly сильно расширили свой штат, потому что всего через год, серия была перезапущена. В 2011 году вышел “Total War: Shogun 2” (перезапуск, судя по всему, выделяется перевернутыми наименованиями игр).
Также как в свое время “Medieval 2”, “Сёгун” стал ремейком первой части. Время действия игры, как и механика, остались прежними. Игроков снова (а для многих - впервые) ждала средневековая Япония, погрязшая в междоусобных войнах, которую было необходимо объединить и провозгласить себя сёгуном.
СА постарались наделить новую часть “Total War” всеми лучшими находками, которые они создавали за эти годы. Например, игрокам вернули (потерянные после “Rome”) вдохновляющие речи генералов, которые те произносили перед началом битвы. Клан теперь можно было развивать двумя путями: “Ки” (мирным) и “Бусидо” (военным).
Улучшенное сердце “Глобальных войн” - движок “Warscape” (впервые был использован в “Имерии”), заиграл яркими красками на моделях самураев, не скупящихся на количество полигонов.
Мультиплеер второго “Сёгуна” также не был обделен вниманием. Каждый игрок создавал себе аватара - генерала, которого можно было кастомизировать (такой вот приятный кусочек персонализации в гуще стратегической игры). Военачальников, которые любят сетевые столкновения, порадовали тремя режимами игры. Первый - классическая дисциплина “стенка на стенку”. Вторым режимом была упрощенная модель глобальной карты кампании для каждого из аватаров. И последний, самый колоритный режим - клановые войны, проходящие на глобальной, общей для всех, карте.
Спустя еще год, “Сёгун” обзавелся крупным дополнением “Fall of the Samurai”. Дополнение вновь появлялось огнестрельное оружие, и получилось спорным. Несмотря на логичность появления “Заката самураев” как дополнения, не всем игрокам было по душе менять свои катаны на ружья, такое вот получилось историческое отражение на игровом сообществе.
Наши дни. Наконец, чуть больше года назад (летом 2012 г.), протрубил долгожданный анонс “Total War: Rome 2”. Вновь многие поклонники серии начинают переживать за свое “железо”, потянет ли оно всю красоту? Сильно ли разработчики изменили механику игры? Скоро все узнаем.
Представили СА уверяют, что нашли решение проблемы управления игрой при помощи геймпада. Это само по себе намекает на возможное портирование игры на консоли нового поколения (Xbox One, PlayStation 4). Как бы то ни было, это тема не первостепенной важности, ее мы будем обсуждать уже после релиза самих консолей.
Релиз “Total War: Rome 2” уже завтра, точите мечи и топоры!
Всем приятного ознакомления и погружения в игру.