Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Gamer_ru_115_5

Компания WargamingNet 13

9

История создания Т-34. Часть 2

Продолжаем рассказ о великом танке Т-34. В первой части статьи вы ознакомились с историей создания его предшественника — танка А-32. А теперь настало время и самой «тридцатьчетвёрки».

Итак, 10 февраля 1940 года начались первые войсковые испытания А-34. Итоги этих испытаний были такими: 1) хорошая проходимость А-34 в сравнении с БТ; 2) плохая видимость в движении, запотевают стёкла; 3) тесно в башне. Второй А-34 также проходил испытания, но позже, 26 февраля 1940 года. Первые пробеги танков показали, что максимальная скорость танков при 1900 оборотов двигателя составляет 54 км/ч, средняя скорость движения по шоссе — 25–34 км/ч, по целине — 14 км/ч.

Внешне танки А-34 были очень похожи на своего предшественника А-32, но были длиннее на 300 мм и шире на 450 мм. Характерной особенностью конструкции А-34 № 1 и 2 была лобовая часть корпуса, выполненная из целого броневого листа. Но эта деталь была очень трудоёмкой в производстве, поэтому при изготовлении лобовых деталей первых А-34 завод допустил большое количество брака. Основным внешним отличием танков А-34 была конструкция люка механика-водителя - устанавливалась рубка (по типу танка БТ-5).

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Танк А-34

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Танк А-34 во время испытаний на полигоне

В конце февраля 1940 года было поручено подготовить два образца А-34 для показа руководству СССР. И 5 марта 1940 года два А-34 в сопровождении тягачей взяли курс на Москву своим ходом. К середине марта 1940 года они прибыли в Москву, где их осмотрели члены правительства СССР во главе с И. Сталиным. После этого опытные образца А-34 были направлены на испытания в Кубинку. Здесь А-34 № 2 был испытан обстрелом из 45-мм пушки танка Т-26 и немецкого Pz.III. Кроме этого. оба танка преодолевали различные препятствия, как искусственные, так и естественные. А в завершение направились в Харьков, также своим ходом. По результатам этих испытаний был составлен отчёт, который отмечал не только положительные, но и отрицательные моменты А-34:

«В ходе испытаний выявлено:

По корпусу. Увеличение по сравнению с танками существующих образцов толщины брони и её наклонное расположение, значительно повышает снарядостойкость танка А-34. Обстрел бортов башни и наклонного бортового листа корпуса 37-мм бронебойными снарядами танковой пушки выпуска 1940 года производства… и 45-мм бронебойными снарядами танковой пушки образца 1934 года с дистанции 100 м показали, что данные листы бронебойными снарядами указанных калибров не пробиваются…

Рабочие места. Механику-водителю не обеспечена видимость из установленного смотрового прибора, неудобно пользоваться педалью газа — нога сильно устаёт. Работа радиста стеснена размещением боеукладки в нише борта танка. Командир размещён в танке стеснённо, положение на сиденье неустойчивое. Пользоваться маховиками подъёмного и поворотного механизма неудобно… Установленный в люке башни прибор кругового обзора не обеспечивает наблюдения, а также не защищён от поражения…»

В заключении говорилось об необходимости устранения всех недостатков, так как с ними танк не может быть выпущен в серийное производство. После внесения всех исправлений Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов подписал постановление о серийном производстве Т-34.

В апреле 1940 года началась подготовка к серийному выпуску танка Т-34 на заводах № 183 и СТЗ. Предприятия столкнулись с большими трудностями организации выпуска машин, так как на тот момент имелось всего два опытных образца А-34, ещё довольно «сырой», недоработанной машины.

На 30 мая 1940 года было изготовлено 4 корпуса. Главным образом из-за отсутствия материалов многие детали и части танков выходили с задержкой. Так, первая башня была готова лишь 31 мая 1940 года, да и она была отправлена Сталинградскому заводу. Корпуса нескольких машин Т-34 из установочной партии имели переднюю часть корпуса на тип опытных А-34. Несмотря на то что в июне 1940 года завод № 183 должен был выпустить 10 танков из установочной партии, сделать этого не удалось: новый танк Т-34 оказался на порядок сложнее в производстве, чем выпускавшиеся ранее БТшки. Кроме всего прочего, осложняло ситуацию ещё и то, что одновременно с производством Т-34 в Харькове (завод № 183) велось и производство БТ-7М.

В результате в июне 1940 года завод № 183 предъявил военной приёмке всего 4 танка Т-34, которые были приняты. В конце июня началось производство нового типа башни, так называемой «расширенной». На них, по сравнению с «узкими» башнями (изготавливались по образцу башен опытных А-34), которые были на установочной партии, линия изгиба бортов сдвинулась к корме. Поменялась конструкция крыши и башенного люка.

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Т-34 с «узкой» башней из установочной партии

В июле 1940 года ситуация на заводе не улучшилась и был сдан всего один Т-34 вместо запланированных 20 машин. Ситуация начала выправляться в августе, когда было сдано 26 танков, из которых окончательно было принято лишь два — для остальных не было пушек Л-11. Вопрос с вооружением Т-34 стоял открытым с самого начала производства. Так как на принятии танка на вооружение на него должна была ставиться 76-мм пушка Ф-32, но из-за их отсутствия к началу 1940 года опытные машины А-34 были вооружены 76-мм орудиями Л-11. Если в баллистике Ф-32 и Л-11 были практически идентичны, то в плане надёжности, простоты, дешевизны производства Ф-32 была впереди Л-11. В марте 1940 года в КБ завода № 92 была разработана и изготовлена новая танковая пушка Ф-34. Данная артсистема оказалась более мощной, чем Ф-32 и Л-11, и понравилась военным. В июне 1940 в Наркомат обороны было направлено письмо с просьбой разрешить вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Однако вопрос так и не был решён.

К концу июля 1940 года были устранены все основные проблемы в конструкции пушки Л-11. Однако большая часть пушек, выпущенных в июле и августе 1940 года, пошла на вооружение танков КВ. Чтобы как-то выйти из этого положения, АБТУ КА предложило в целях обеспечения вооружения Т-34 300 машин обеспечить пушками Л-11 (которые будут изготовлены), а остальные танки Т-34 вооружить 45-мм пушкой с последующей заменой на Ф-32. Но в сентябре 1940 года завод № 183 получил пушки Л-11 в полном объёме. В это же время шли испытания новой пушки Ф-34, на установку которой в дальнейшем и рассчитывал завод.

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Один из танков Т-34 до сентябрьского выпуска с пушкой Л-11

Сентябрь 1940 года можно считать первым полноценным месяцем, с которого фактически и началось серийное производство танка Т-34: к военной приёмке было выпущено 37 машин. Кроме этого на заводе № 183 полностью прекратилось производство танков БТ-7М.

К началу октября 1940 года был разработан процесс изготовления литой башни и носовой балки корпуса (до этого момента по прежнему использовалась технология целого броневого листа) для танка Т-34. После испытаний эти элементы были приняты к серийному производству. Первые машины с новыми литыми башнями были собраны в ноябре 1940 года

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Танк Т-34 с ранним вариантом литой башни

История создания Т-34. Часть 2
World of Tanks - История создания Т-34. Часть 2История создания Т-34. Часть 2

Первый танк Т-34 с литой башней второго образца

В декабре 1940 года военная приёмка приняла 32 машины, а ещё 85 выпустили на заводской пробег, но они не были приняты из-за недостатков башен. Всего на 1 января 1941 года было принято 115 машин.

Танки Т-34, изготовленные в 1940 году, имели массу «детских болезней» и обладали низкой надёжностью узлов и агрегатов. Но именно на этих танках завод № 183 отработал технологию производства Т-34 (литая башня, носовая балка корпуса), что в самом начале Великой Отечественной войны позволило увеличить сдачу танков и подключить к их выпуску другие предприятия. Большая часть танков 1940 года попали в приграничные военные округа и были уничтожены в первые недели войны. Но отдельные машины сумели дожить до 9 мая 1945 года.

9
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

Нет комментариев к «История создания Т-34. Часть 2»

    Загружается
Чат