Это было славное время. Народ продолжал играть на первом неимоверно популярном в России игровом компьютере ZX Spectrum. Очень многие пересаживались на Денди. Немногочисленные счастливчики покупали себе «в два раза более крутую» Сегу. О большем казалось бы и мечтать было невозможно...
Именно так и было до переломной зимы 1993 – 94 гг. Те, кому посчастливилось жить в Санкт-Петербурге и зайти в один из этих зимних дней в популярный торговый центр Питера – ДЛТ (Дом Ленинградской Торговли) – невольно становились свидетелями и соучастниками довольно удивительной картины: на первом этаже в центре, впритык с секцией видеоигр, где продавались тонны картриджей для 8-битной Dendy и 16-битной Sega, был выставлен гигантский телевизор (мы таких вообще никогда раньше не видели), на котором транслировались довольно занимательные кадры: какие-то симпатичные девахи в ужасе бегающие по особняку, и наползающие на них со всех сторон «зомби-нинзя».
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Рядом с телевизором столпилось множество глазеющего народу и молчаливое удивление-восторг лишь изредка прерывались горячими спорами; люди не могли понять: фильм это или игра, и просто не могли поверить, что до такого технологического уровня могла дойти какая-то современная приставка (к слову, в то время все эти чудные игровые устройства, подключаемые к телевизору, назывались исключительно «приставками», а о термине «консоль» никто вообще не знал и не использовал его).
Тогда наблюдая на этом казавшимся гигантским экране телевизора фрагменты одних из первых игр с видеографикой (это были эпохальный интерактивный ужастик Night Trap и забавная шоу-викторина Twisted) мы просто находились в состоянии восторженного шока от казалось бы невозможности даже представить, что игры могут быть с «графикой как в фильмах». Был только один вопрос: что это? И вскоре мы узнали, что имя этому только что вышедшему чуду техники было Panasonic 3DO.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO FZ-1
1993 г.
|
Отмечу, что в то время в России были две самые крутые и самые котируемые для нашего покупателя конторы производившие новаторскую бытовую технику: Panasonic и Sony. Любая техника этих марок по умолчанию признавалась эталоном – квинтэссенцией всего самого крутого, дорогого и качественного, что могло выходить в бытовой технике. И сама мысль о том, что Panasonic выпустил свою приставку… то, что называется «выносила мозг». Радость обрывало только одно обстоятельство: новая чудо-приставка стоила по тем временам чудовищно дорого – порядка 1200$ (и это при том, что среднемесячная заработная плата в России в 1993-94 гг. была меньше 100 долларов! Но даже в Штатах, где при запуске консоль стоила 699$, такую цену посчитали очень высокой). Однако недоступность оной лишь только подогревала восторженный интерес.
Полное правильное название консоли было: 3DO Interactive Multiplayer. Технология была лицензирована тремя компаниями: Panasonic, Goldstar и Sanyo, которые и выпускали свои модели этой консоли. Но в России эту приставку именовали исключительно как Panasonic 3DO или просто "3DO". Это произошло практически по аналогии с NES, которая была известна в России исключительно как Денди (Dendy), а о её правильном названии - Nintendo Entertainment System ("Развлекательная система Нинтендо") у нас никто по сути не знал. |
Впрочем, настоящий бум на 3DO в России выпал на 1995-97 гг. Как раз к этому моменту вышла новая стильная модель
Panasonic 3DO FZ-10…
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO FZ-10
1995 г.
|
...Сама игровая консоль стала гораздо более доступной в цене, многочисленные магазины были завалены игровыми дисками для 3DO (как лицензионными, так и пиратскими) и многие наконец-таки смогли прикоснуться к консоли своей мечты.
Во что же играли тогда наши геймеры?
Безусловно, одними из самых ярких игр эпохи 3DO были игры с видеографикой, так называемые FMV-игры (Full Motion Video Games). Именно эти игры давали реальное ощущение прогресса наступившего в игровой индустрии, который никогда ещё столь ярко не ощущался.
Лучшие игры эпохи 3DO
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Night Trap
Была одной из самых первых игр
3DO - та самая «игра-ужастик» про девушек застрявших в особняке и охотящихся на них «вампиров-нинзя». Игра у которой до сих пор нет аналогов. Где ещё юные эротоманы могли подглядывать за симпатичными девушками и одновременно спасать их от жутких вампиров-огров?)
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
*Все представленные фотоколлажи увеличиваются кликом
|
Полностью базирующаяся на живом видео «Ночная ловушка» ставила довольно оригинальную задачу перед игроком: находясь в подвале особняка, специально оборудованном мониторами с камер слежения и пусковым устройством ловушек, нужно было следить чтобы ни одна симпатичная кроха не стала жертвой странноватых огров страстно желающих устроить в этом особняке свой кровавый уикенд. Нужно отметить, что с точки зрения сценария и режиссуры поставлено всё это было как очень добротное подростковое кино-ужасов. С той существенной разницей, что это была игра: вы сами постоянно контролировали процесс и меняли его.
Гибель одной или даже нескольких девиц совсем не обязательно приводила к финалу игры, действо продолжалось, но вас уже ждал не самый лучший финал. Разных вариантов окончания игры было не мало с учётом того, кого из девушек и в каком эпизоде по вашей оплошности вы теряли. Всё это побуждало проходить игру снова и снова.
Стоит также отметить, что для главной роли в «Ночной ловушке» была ангажирована популярная тогда у тинэйджеров в Штатах сериальная актриса Дана Плато.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
*К слову, именно эта игра в 90-х вызвала первую «бурю в стакане» среди части консервативной политической элиты Штатов из-за своей «жестокости»; именно тогда пошли первые разговоры о необходимости ограничения жестоких видеоигр для детей, что впоследствии привело к созданию небезызвестной системы рейтингов ESRB.
Night Trap также выходила на практически неизвестных в России: Sega 32X и Sega CD. Позже была выпущена на PC. И неоднократно портировалась и на более поздние консоли, даже на Nintendo Wii.
Shockwave 2: Beyond the Gate
Один из самых мощных эксклюзивов
3DO. Шедевр
Electronic Arts в жанре «космического симулятора». Первая часть игры и дополнение также ранее вышедшие на эту консоль стали одними из первых по-настоящему качественных 3D-игр того времени. Хотя многие игроки жаловались на очень высокую сложность игры.
Вторая же часть игры избавившись от имевшихся недостатков, воплотила в себе всё самое лучшее, что можно было представить в жанре. Теперь помимо полётов на космическом истребителе, вы могли управлять танком и также стационарной артиллерийской установкой.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Классика для FMV-игр того времени: бойцы вашего отряда, высвечивающиеся с репликами на видеофоне приборной панели вашей боевой машины.
|
Гораздо интереснее стали и сюжетные ролики сделанные на «живом видео». Даже если отбросить в сторону действительно увлекательный игровой процесс, миссии хотелось проходить уже только ради того, чтобы увидеть, что же там в сюжете будет дальше.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Командор Елена Стюарт (актриса Марсия Пиццо). Роль в серии Shock Wave сделала её почти что легендой в глазах восторженных поклонников 3DO.
|
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Shock Wave 2. Алексиндра. «Девочка с красными глазами» (актриса Молли МакЭлпин). Командующая инопланетной флотилией. Красивое женское тело и милое личико лишь для того, что бы войти в доверие к землянам (мужской части оной) и манипулировать ими.
|
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Shock Wave 2. Команда вашего корабля. Каждый – личность со своей харизмой. Почти как на уидоновском «Светлячке».
|
Сравниться с этим уровнем могла только
Origin с самыми кошерными частями своего
Wing Commander’а, да и то по напряжённости действия предусмотренного сценарием
Shock Wave 2, и творческому вложению актёров, отчасти получилось даже лучше, чем в
WC. Игра до сих пор является одним из самых культовых эксклюзивов
3DO.
Бесспорный шедевр и возможно самая известная и народно любимая игра в жанре «космического симулятора». На момент своего выхода была самой дорогой игрой в истории игровой индустрии. На разработку этой игры было затрачено 4 млн.долларов, что по тем временам было просто неслыханной суммой и абсолютным рекордом для бюджета какой бы то ни было игры. К слову, вышедшая позже четвёртая часть игры снова стала рекордно дорогой в индустрии с бюджетом в 12 млн.долларов.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
Столь проработанного и увлекательного сюжета в таком объёме, отыгранного замечательными голливудскими актёрами, не могла предложить ни одна другая игра. Не менее интересно развивались и игровые миссии. Хотя к тому моменту в плане графики были более проработанные игры, но визуальные недостатки компенсировались очень высокой интересностью и сюжетной взаимосвязанностью миссий.
В процессе полётов, вы, как командир звена могли отдавать разные приказы своим подчинённым лётчикам, но их исполнение как и общее отношение к вам, во многом зависели от того, какие связи к этому моменту с пилотами вам удавалось наладить, плюс на отношение к вам команды влияла и ваша боевая репутация. В экстренных ситуациях в бою ваши пилоты также выходили с вами на связь и запрашивали помощь. Всё это добавляло «перца» в процесс игры, кроме того, создавалось ощущение, что вы летаете с живыми людьми. Гибель же кого-то из ваших пилотов, не приводила к окончанию игры, хоть и влияла на дальнейшее течение сюжета.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Ещё одной интересной деталью WC3 было то, что течение всей компании можно было привести к необратимым фатальным последствиям; при этом игра не заканчивалась, а сюжет подходил к финальной суицидальной миссии, когда мощный инопланетный флот враждебных землянам Килрати подходил к Земле, на защите которой оставался только ваш крейсер TC «Victory» с дюжиной истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков на борту. Вам вместе со всей боевой командой оставалось вылететь на последнее задание, выжить в котором, ввиду несопоставимого численного превосходства противника, было невозможно, и оставалось только как можно дороже продать свои жизни. Эта миссия давала невероятный адреналин; ваша команда, которую вы всю игру берегли как зеницу ока, с каждым из которых «съели не один пуд соли» как в боях, так и в интересных сюжетных перипетиях между миссиями, один за другим погибали на ваших глазах, продолжая яростно сражаться. Особые асы из игроков могли протянуть на этой миссии минут двадцать. И какой это был драйв!.. Ещё немного фото
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Управлять самим Марком Хэммилом (Люк Скайуокер в «Звёздных войнах»), пусть и изрядно постаревшим… до выхода WC3 поклонники научной фантастики о таком могли только мечтать.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Игра также выходила на
PC, где тоже была достаточно популярна. В истории же
3DO она навсегда вписана как одна из самых интересных и масштабных игр этой консоли.
Не многие из нынешних поколений геймеров в курсе, что первая часть этой наверное самой популярной серии гоночных игр стартовала именно на
3DO. И всё благодаря связям основателя
Electronic Arts – Трипа Хоукинса, который, собственно говоря, покинул
EA ради того, чтобы основать и возглавить саму
3DO. Да-да, приставка
3DO Interactive Multiplayer – это проект основателя знаменитой
Electronic Arts.
Трип Хоукинс собственной персонойPanasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Трип Хоукинс. Талантливый умница, который рискнул своим постом в Electronic Arts и сделал самую яркую консоль середины 90-х
|
Благодаря таким тесным связям с
EA, одни из самых лучших игр этой компании выходившие в середине 90-х, в первую очередь запускались на 3DO. И
Need for Speed оказалась одним из самых прорывных проектов того времени вообще. Настолько реалистичных и качественных гоночных игр раньше (да и долгое время после) попросту не было.
Need for Speed стала эталоном жанра; не только лучшей гоночной игрой 3DO, но и лучшим автомобильным симулятором вообще.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Многие игроки до сих пор считают именно эту - первую часть игры - «самой правильной», классической, безупречной Need for Speed, лишённой недостатков будущих частей серии. К слову, даже сейчас первая NfS и выглядит, и играется на ура. Ещё фото Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
Знаменитая серия уличных гонок на мотоцикле от EA естественно не могла пройти мимо 3DO, добавив к захватывающему игровому процессу и вполне современное для середины 90-х графическое обрамление.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
Три-дэ-о’шный Road Rash стал одной из тех игр, ради которых и покупали консоль. фотоPanasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. |
Captain Quazar
Шедевр
Cyclone Studios - cамого убойного подразделения
Studio 3DO.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Вряд ли найдётся много геймеров имевших в то время 3DO и не игравших в «Капитана Квазара». В игре была просто восхитительная мультипликация, лучшие звуковые эффекты и заводная музыка, забавный юмористический сюжет и безудержный экшен-геймплей, плюс возможность играть двум игрокам сразу. Это был 100% сбитый хит, который, помимо всего прочего, подарил эпохе 3DO своего культового узнаваемого игрового персонажа.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Иметь 3DO и не поиграть в Квазара?.. Да такого просто не могло быть!
|
Battle Sport
Ещё одно очень яркое творение гениев из
Cyclone Studios. Футуристический футбол на боевых танках! Аналогов у игры не было, но помимо оригинальности, разработчикам удалось в очередной раз сделать очень захватывающее и играбельное действо.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Battle Sport. Футбол будущего на боевых танках; весьма оригинальная задумка, вылилась в одну из самых увлекательных игр того времени.
|
Особенно поражал невероятно качественный для того времени звук. И пожалуй никакая другая игра того времени не давала почти что реального ощущения, что вы соревнуетесь с живым, очень умным, хитрым и жёстким противником. Настолько хорошо было проработано поведение вражеского AI. Возможность для двух игроков также была предусмотрена.
В целом, игра и выглядела, и ощущалась очень по современному, даже где-то новаторски, на фоне игр того времени.
Snow Job
Весьма увлекательнейший видео-квест на двух CD, сделанный самой Studio 3DO.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Игра стала практически эталонным образцом отличного, увлекательного, современного видео-квеста.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
К слову, именно тут просияла первая яркая игровая Лара (практически за полтора года до выхода самой первой части Tomb Raider), сыгранная замечательной актрисой Трэйси Скоггинс.
Трэйси Скоггинс - «Анджелина Джоли» эпохи 3DO…
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
…и первая игровая Лара, ставшая известной в геймерской среде. Крофт уже была после неё.
|
Занимательный сюжет, современная атмосфера, интересные персонажи и местами нетривиальные для квеста геймплейные находки, сделали эту игру одним из самых желанных эксклюзивов 3DO. ещё немного фото
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
До сих пор эта жёлтая стильная коробочка с Ларой Калабрезе (Трэйси Скоггинс) в красном на обложке будоражит самые приятные воспоминания об эпохе 3DO. Стильно, красиво и очень современно для середины 90-х. и ещё...
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
На ebay эта красотища в классическом для 3DO длинном боксе стоит сейчас «всего-навсего» 399$. И эта цена не удивляет.))
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Phoenix 3
Оказалась в числе тех ярких и удачных эксклюзивных игр, которые обладателям консоли 3DO можно было смело рекомендовать к ознакомлению. Сочетая в себе жанры стильного 2D-платформера и космического симулятора, и приправленная красивыми сюжетными видеороликами, игра была как настоящая конфетка для поклонников научно-фантастических экшенов.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Одна из самых заметных игр в жанре
FMV Games, выпущенная очень популярной в 90-х конторой –
Virgin Interactive.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Практически полностью базировалась на видео, с добавлением компьютерного «заднего фона». Выделялась на фоне остальных игр жанра достаточно серьёзной сложностью представленных в игре головоломок, решить которые было очень непросто, но в то же время Daedalus Encounter необычайно радовала нетривиальной сюжетной составляющей и пусть и немногочисленными, но очень интересными экшен-эпизодами.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
В игре в главной роли сыграла на тот момент практически топовая голливудская актриса Тиа Каррере.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
|
Одного этого фактора для многих было достаточно. Но к чести разработчиков нужно отметить, что они очень постарались и сделали достаточно красивое действо, хоть и бессовестно переусложнили его.
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Официально издававшийся игровой журнал 3DO Magazine
|
Продолжение:
История 3DO. Как это было в России. Часть 2
История 3DO. Часть 3. Финал Анонс 2 и 3 части
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Лучшие игры эпохи 3DO. Продолжение.
|
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Японские игры на 3DO. Выходили только в Японии, но в них играл весь мир.
|
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
18+ Только для взрослых. 3DO стала первой и единственной консолью, десятая часть всей библиотеки игр которой были «играми для взрослых».
|
Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России. Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Как это было в России.
Причины быстрого заката самой передовой консоли первой половины 90-х.
|