Раз за разом, снова и снова внутренний голос шепчет мне: "Ты прорвешься!" Вновь и вновь я бросаю счетные палочки, двигая семь фишек - семь моих душ вперед, к финишу. Мой противник не дремлет - что в жизни, что в смерти Он где-то рядом. А вы думали, просто сыграть партейку с самим Дьяволом?
Я не вижу его. Кажется, будто сами собой движутся фигурки из глины, сами собой падают счетные палочки, и сами мои фишки утопают, брошенные в Дом Воды, возвращаясь туда, откуда уже невозможно догнать, уже слишком поздно. Боюсь, мне теперь не вырваться! Я навек в Царстве Смерти, погребен своими грехами, осужден Осирисом, и мое сердце, лежащее на весах, тяжелее всей Пирамиды. "Ты прорвешься", - повторяет змеица. Мой верный подсказчик, моя фортуна... Скрипя зубами, мумия движет фишки. Мое тело.
Симулятором шахмат в наше время никого не удивишь, а также шашек, нард и еще массы всего, чьих названий и не упомнишь. А как насчет предшественника всех этих игр, древнего, как сам Египет?
Точных правил игры в Сенет не знает никто. Доходящие до нас тексты говорят о великом религиозном смысле этой доски 3х10 ячеек, но не о правилах. В данной игре, выпущенной Ezzat Studios, используется реконструкция Тимоти Кендалла. Правила просты, но лишь на первый взгляд:
1) Фишки обеих команд располагаются в первом ряду в, что называется, шахматном порядке.
2) Бросаются египетские палочки, аналогичные кубику с двумя гранями, палочек всего четыре. Их сочетания символизируют числа от 1 до 5 (5 - это когда все палочки упали "рубашкой" вверх). Выпадение 1, 4 и 5 дает право второго броска, что, кстати, добавляет азарту и позволяет буквально в один ход сильно продвинуться... или, напротив, сильно отстать от противника.
3) В ходе продвижения возможно "выбивать" фишки соперника, меняясь с ними местами. Но если фишки стоят кучно, хотя бы две рядом, их невозможно выбить. Если же выстроить шеренгу из пяти-шести фигурок, зачастую враг просто не сможет прорваться - ходов не хватит.
4) Движение происходит змейкой - в первом ряду слева направо, во втором ряду справа налево, и в третьем вновь слева направо. Фактически доска одномерна, и все это одна тропинка от старта к финишу, для удобства разобранная на три ряда.
5) По мере продвижения вы будете достигать домов. Их великое множество, но существенное значение по данным правилам имеют шесть из них:
- Дом Красоты - клетка №26, эту клетку нельзя пропустить, потому что именно с нее начинается выход с игрового поля (иначе говоря, невозможно воскреснуть, не обретя красоту и совершенство), любая фишка просто обязана там побывать, поэтому перед данной клеткой зачастую образуется столпотворение и толкотня, также можно покинуть доску прямо из данного Дома, если выпадет 5
- Дом Воды - клетка №27, игровая ловушка, олицетворяет собой Воды Хаоса, куда можно столкнуть противника или ненароком упасть, после чего утонувшая фишка вернется в клетку №15 - Дом Возрождения (если же Дом Возрождения занят, фишка встанет за ним)
- Дом Трех Истин, Дом Ра-Атума, Дом Гора - №28, 29 и 30, соответственно, это поля выхода с игрового поля по выпадению строго конкретной цифры, бишь то 3, 2 либо 1 (на каждом поле цифра своя), если же на одну клетку с вами встанет вражеская фишка, вы провалитесь в Дом Воды, а после в Дом Возрождения, при этом раздастся смачное "Бульк"
Задача всей игры - вывести свои фишки за пределы поля. Впрочем, условных побед в игре три: первая - это когда вы смогли первым вывести свою фишку за пределы поля, открыли счет, что называется; вторая - когда вы смогли первым вывести пять фишек; третья - абсолютная, когда выведено все семь.
Внимание! В тот миг, когда финиша достигнет 5 фишек какой-либо из сторон, будет показан заставочный экран с изображением весов и 33 мудрецов. Спустя несколько секунд экран пропадет, и игра продолжится. Это нам показали Зал Суда.
Что все это значит?
Согласно Египетской Книге Мертвых и Книге Пирамид, путь усопшего через Дуат, Загробное Царство, тернист и труден. Это вам не за Рейдена тумаки раздавать! Так вот, настольная игра Сенет, иначе "Игра в Прохождение", символизирует весь этот путь через Загробный Мир, на протяжении которого усопшему противостоит Сет, бог смерти, либо же собственная душа, критическое "я", вечно толкающее на дно. В свою очередь, на стороне Игрока находится змеица по имени Мехен, а также знания имен встречных чудовищ и заклинаний, помогающих открыть нужные врата. А их ни много, ни мало, а целых семь. Далее ждет десять колонн (пилонов) и спуск на плоту по Галерее Ночи, где протекает местный Стикс. И наконец причал - Храм Осириса, бога вечной жизни, и Страшный Суд, где ровно 33 мудреца задают свои 33 вопроса о добродетелях осужденного.Наконец наступает заповедный Час Ч - взвешивание на весах Осириса. На одну чашу весов помещается сердце покойного, на другую - перо богини истины Маат. Задача покойного на данном этапе - обеспечить всей своей жизнью то, чтобы Истина оказалась тяжелее и перевесила все внутренние оправдания и увиливания Сердца, которое, как известно, всегда спорит со здравым смыслом и трезвым рассудком. В случае победы усопший слышит заветное "Ты оправдан!" Далее ему предоставляется два пути: либо Поля Иалу (камышовые поля) - местный аналог Эдема, либо возрождение к новой жизни на земле. В ином случае, если Сердце перевешивает, его тотчас подхватывает своими зубами Цербер и сжирает (слышно смачное "Чавк").
Занимает всё это от силы 10 минут... ну, если вы уютно устроились дома перед монитором, передвигая конусовидные фишки Сенета. И лишь мистические звуки из колонок напоминают о том, что все это - огромная по своей сути метафора. Метафора не только путешествия по Загробию, но и, задуматься, всей нашей жизни, где продвижение фишки вперед - это маленькая победа. Но зачастую успех одной фигурки - победа в одной битве - может означать поражение в целой войне. Может, лучше объединить усилия и медленно, но верно продвигаться вперед несокрушимой стеной из фактов и доводов, зажать противника в углу и не дать ему сделать ни единого вздоха? А когда все козыри сыграли свою роль, остается один маленький шажок до победы. И тут-то приходится пропустить много-много возможностей, прежде чем выпадет нужная, та, в которой можно раскрыться по максимуму - пока маленькой фишечке в Сенете не выпадет заветная единичка до выхода с поля.
В сущности, данная игра учит терпению и доверию - себе, своей удаче и чутью. А главное - партия в Сенет займет всего 10 минут, по сравнению с часами, проводимыми за традиционными РПГ, шутерами и стратегиями, только бы лишь получить удовольствие. От них нельзя получить удовольствие быстро, а от Сенета - вполне возможно. Партейка-другая - и мозг перезаряжен, готов к бою.
Взгляд сквозь пирамиду
Чем порадуется глаз в данной игре? Практически ничем - перед нами атмосферное 2D, выполненное флеш-технологией, без изысков, вроде теней, отбрасываемых фишками. Иное дело, матерый графон в настолке совершенно не обязателен - важно, чтобы ничто не отвлекало от прохождения "Игры в прохождение". Лишь только иногда напрягает то, как плывут одна мимо другой фишки, совершенно не задевая, не затеняя... зато лишь стоит Дому Воды сожрать вашу фигурку, мигом забудете обо всем. Сердце ускоренно забьется, и уже не до изысков графических. Только бы победить.В отместку, звук радует, музыка, пусть и несколько однообразна, вполне передает дух древней пирамиды, где и происходит действо. А подключите комп к источнику сколь-нибудь трехмерного звука - Сенет начнет пугать, завораживать, заставляя сжиматься в комочек от каждого звука. Нет ничего эпичнее того, как падают счетные палочки, движутся фишки, и сияют Дома, занятые новыми фигурками. Пусть репертуар невелик, его вполне достаточно.
Из минусов - довольно скудная иллюстрация победы и поражения, что графически, что акустически. А также отсутствие таблицы рекордов, которой само то хвастаться перед друзьями.
Кстати, о друзьях. Подобно славным "Героям", Сенет предоставит "Горячий Стул" для игры на одном компьютере с соперником. Правда, это отменяет концепцию "Незримого Противника", добавляющую Сенету значительную долю мистичности. Да и победа порой наступает исключительно в силу удачных или неудачных выборок игральной кости... впрочем, автор данного материала устойчиво побеждает на любом уровне сложности независимо от выпавшей кости. А значит - автора ждет вечная жизнь.
Может быть.
По версии Египетского Сенета.
Дата выхода игры на Стиме: 21 августа 2015, стоимость 129 рублей. Но, что примечательно, на Андроиде игра доступна совершенно бесплатно. С теми же звуками, картинками, сопровождающими прохождение, той же русификацией, которая не оставляет нареканий.
* * *
Написано специально для конкурса Билеты для авторов