«Это легенда, но она настолько распространена среди гобийцев, что в самых различных районах загадочный червяк описывается везде одинаково и с большими подробностями; следует думать, что в основе легенды есть правда. По-видимому, в самом деле в пустыне Гоби живет ещё неизвестное науке странное существо, возможно — пережиток древнего, вымершего населения Земли»
И.А.Ефремов, "Олгой-Хорхой".
Кого дать в противники игрокам? Кем заселить виртуальные просторы? И с кем предстоит пройти огонь, воду и медные трубы до финальных титров? Приглашаю поделиться воспоминаниями и знаниями о подобных обитателях. Цикл "Обитатели миров" готов разделить со всяким автором и не рассматривать мою статью как некий шаблон. Итак, перехожу к теме подзаголовка - червяки.
С точки зрения игр, черви - весьма удобные существа. Во-первых, эти беспозвоночные не слишком приятны, а потому их легко представить в виде противника. Во-вторых, они примитивны по строению, и значит, подобно грибам или плесени, можно вывести гигантских особей в качестве босса или особенно опасного врага, тем более если придумать им иную жизненную основу, тогда можно добавить и ещё каких-то особенностей.
напомню, что на Земле жизнь на углеродной основе, хотя потенциально кремний тоже подходит на роль краеугольного камня в построении организма. Поэтому в фантастике чаще всего строят представителей иной флоры и фауны по подобию нашей, но стоит изменить углеродистую жизнь на иную - и фантазия раскроется ещё шире.
Хотя даже углеродная жизнь может преподносить сюрпризы. Монголия давно уже известна своим легендарным червём - олгой-хорхоем. Который обитает в пустыне, убивает с помощью электричества или ядом, и питается скотиной, но наверное, ему одного приема пищи хватает надолго. Имя его отражает внешнее сходство червя с кишкой: он красный, толстый, метр-полтора длиной, по свидетельтсвам местных жителей. В начале ХХ века были предприняты его поиски как американскими, так и советскими экспедициями. В 1922 году прошла первая экспедиция, организованная Американским музеем естественной истории, и затем будет ещё несколько в последующие годы. По их результатам были опубликованы различные статьи, кое-что и на тему загадочного червя. В основном это были записанные свидетельства местных жителей и их оценка учеными.Возглавлявший экспедиции профессор-палеонтолог Рой Чепмен Эндрюс относился к возможности существования олгой-хорхоя скептически.
С 1946 по 1949 прошли экспедиции АН СССР, в одной из которых был известные писатель Иван Ефремов, по своим впечатлениям написавший рассказ об этом черве. В основном эти экспедиции набрали различные свидетельсва очевидцев, но прийти к однозначному выводу о сущности олгой-хорхоя не смогли. В дальнейшем Монголия была столь же закрытой для иностранцев, как и все республики СССР и на долгое время изучение загадок пустыни Гоби остановилось
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Олгой-хорхой атакует электричеством (слева) и ядом (справа)
|
Также поговаривали о своем гигантском черве жители Бразилии - минхочао, как его там окрестили. Свидетельства о нём задокументированы с XIX века, жители Бразилии и Уругвая, расскахывали, как монстр утаскивал под землю скот. Описывали его как «огромную, размером с дом» бестию о двух рогах. Минхочао изрывал землю тоннелями, а при движении выворачивал с корнями деревья. Упомянутые "рога", вероятно щупальца, и есть предположение, что минхочао представитель семейства "безногих земноводных", обитающих в тропиках Ази, Африки и Южной Америки. У многих из них как раз имеются органы обоняния в виде двух щупалец между глазами и ноздрями.
В обоих случаях допускаются версии, что за червей принимаются какие-то другие животные. Те же самые змеи или безлапые ящерицы. Как бы там ни было, эти загадки ещё ждут своего раскрытия: пока их бережёт труднодоступность местообитания этих существ, так что там вполне могут скрываться, ждущие своего часа открытия.
В известной эпопее Фрэнка Херберта "Дюна" гигантский червь Шаи-Хулуд - настолько колоссальный, что с лёгкостью проглатывает целые танки и харвестеры - был не просто обитателем планеты Арракис, и кстати, он кремниевого происхождения. Шаи-хулуд является источником спайса - той прянности, из-за которой планета-пустыня обрела своё значение для людей, точнее для власть предержащих. Но кроме уникального положения в экосистеме планеты, Шаи-Хулуд занимает ещё и своего рода пантеон в воззрениях фрименов, жителей этой планеты.
Образ червя с Арракиса явно был навеян Фрэнку гобийским олгой-хорхоем: оба живут в песках, оба выдают своё присутствие электрическим полем.
Очень величественно Шаи-Хулуд был представлен в экранизации книги Фрэнка Герберта "Дюна" режиссера Дэвида Линча. Затем этот червь попал на мониторы наших компьютеров. Главным образом он выступил как помеха экономике и источник форс-мажорных происшествий: когда ваша колонна танков по пути на базу врага теряет пару ракетных установок... это довольно серьёзно снижает шансы на победу.
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Шаи-Хулуд в энциклопедии Dune II: The Building of a Dynasty
|
Фильмы "Дрожь земли" отметились своими червями-людоедами, раскрытыми впоследствии как своего рода "живые ископаемые", жившие на Земле ещё в докембрийский период, задолго до динозавров. Главные герои назвали их грабоидами (от английского to grab - хватать). Эти черви чутко реагировали на вибрацию почвы и так выслеживали свою добычу, спасением было бы замереть на месте, но у червей имелись щупальца-языки, которыми они могли нащупать и поймать добычу. Герои фильма спасались на крышах зданий и камнях, вот только их убежища отлично проводили звук до земли, так что грабоиды всегда знали, что добыча поблизости. В конечном итоге реакцию на движение по земле обратили против червей - бросая взрывчатку, дожидались, когда червяк её проглотит и подрывали затем заряд.
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Упитанный, но за счёт своих подвижных отростков весьма быстро перемещающийся под землёй грабоид. Настолько, что может погибнуть, врезавшись в препятствие.
|
В следующих фильмах грабоиды начнут эволюционировать и поэтому уже выбиваются из темы данной статьи. Тем не менее упомяну, что во второй части червяк стал своего рода куколкой, из которой вылуплялось до трёх-четырёх двуногих особей хищников (шрикеры) с органом инфракрасного зрения. В третьей части градус абсурда, пожалуй, достиг высшей отметки, наградив новый подвид грабоида (ассбластер) способностью летать путём реактивной тяги. Да. Природные газы вырывались через естественное сопло и несли тушу по воздуху величественным и стремительным вихрем. Наконец четвёртый фильм прыгнул в прошлое, в эпоху Дикого Запада. Борьба ковбоев, стрелков и индейцев с грабоидами предстала странным зрелищем, а нам показали "земляных драконов" - ещё мелких и ловких "детенышей" грабоида, которые могут даже выпрыгивать из песка подобно летучей рыбе. Затем "земляной дракон" быстро набирает в весе и размерах и становятся привычным грабоидом с цепкими языками.
Своим червяком - своеобразным, под стать фильму - отметился "Битлджус" Тима Бёртона. Тот был, впрочем, больше похож на змею, в черно-белую полоску. В описываемом в кино мире он наводит ужас на обитателей Потустороннего мира.
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Из фильма "Битлджус". Во всей красе.
|
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Покатушки на Мако и разборки с молотильщиками - славные были времена!
|
Чаще всего в играх мы имели дело с червями-колоссами, навеянными ещё образом Шаи-Хулуда. Достаточно вспомнить недавний Mass Effect с его молотильщиками. Тем не менее если углубиться в прошлое игр, то выяснится, что черви порой представали и массовкой, настырной, довольно опасной, но вполне уничтожимой. Так в известном французском шедевре Another World главный герой сразу по прибытии на планету сталкивался с своего рода пиявками, которые ползали по земле и потолку, откуда, впрочем, неожиданно падали вниз. Их можно было без особых проблем давить ногой. В противном случае в анимированной сценке демонстрировали, как из "пасти" такого червяка появлялся отвратительный клык, всего-навсего царапавший щиколотку главного героя, но видимо заносивший убойный яд в его тело от которого наш юный учёный моментально падал замертво.
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Бесславный конец героя.
|
В стратегии Cave Wars нам предлагалось на выбор для управления несколько рас, среди которых были и разумные червяки Адвари (Advari).
Обитатели миров - черви
Обитатели миров - червиИх отличало от прочих народностей подземелья неспособность к верховой езде (логично). а также ценное свойство эвакуации населения своих городов в соседние поселения, в случае их захвата. По остальным параметрам они балансировали на среднем уровне. но выделялись хорошим навыком исследования, высоким владением магии транспорта и силой в ближнем бою. В то же время они не были склонны к быстрому росту популяции.
Логично, что черви могут пугать - или хотя бы вызывать сильное отвращение. Чем и воспользовались авторы сериала Penumbra, начиная с первой части. Как обычно в жанре survival horror предстоит больше убегать, чем сражаться с какими-либо врагами, и червь не исключение. Тем не менее во второй части представится возможность избавиться от него,
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Монстр и его пасть во всей красе.
|
Разумеется нельзя не упомянуть ярких и искрометных представителей определенно кольчатых собратьев наших меньших! Во-первых это земляной червяк Джим (Earth Worm Jim), ставший волею судеб супергероем, когда на него свалился суперскафандр, который Джим успешно облюбовал и с тех пор поборолся с немалым числом злодеев и где только не побывал! Начиная от времён двумерной аркады и переходя в эпоху трёх измерений.
Это интересно: популярности игры хватило настолько, чтобы появился неплохой мультсериал про Червяка Джима. В одной из серий будет экскурсия по недрам суперкостюма, без которого ничего бы не началось. |
Обитатели миров - черви Обитатели миров - черви Червячок Джим в полном облачении.
|
Аналогичные приключения поджидали и вторых, многочисленных и крикливых червячков - серия игр Worms давно снискала всенародную любовь по всему миру. Прослыла не только весёлой игрой, но и изобретательной и тактически глубокой, с обилием настроек режимов игры и видов оружия. Также впоследствии перебравшаяся в три измерения, из-за чего стала довольно противоречивой. С одной стороны в Worms 3D была интересная кампания, а с другой - сами матчи уже не воспринимались столь искрометно и легковесно. Worms Mayhem пожалуй исправился, но кредит доверия к трёхмерным червякам был уже исчерпан. Так что в итоге ползаюшие солдатики вновь вернулись к двумерной перспективе, разукрасившись шейдерами и другими современными спецэффектами.
Обитатели миров - черви Обитатели миров - червиВремя идёт, но базука, граната и дробовик по-прежнему универсальны.
|
Как видим червям неплохо живется и за пределами мониторов, и в виртуальных мирах. Они могут быть как серьёзными противниками, так и угрозой, от которой приходится убегать. Порой среди них могут найтись даже обаятельные и харизматичные представители. Иногда "червь" будет скорее обобщенным для удобства названием, не отражающим реального положения дел.
Можно только слегка попрекнуть авторов, что они продолжают вдохновляться одними и теми образами червя, который ведёт себя словно акула-людоед Спилберговских "Челюстей", и в кино. и в играх часто приходится спасаться на скалах, выжидать, когда из толщи земли покажется незащищенная туша, чтобы нанести удар. Но примеры аркадных Worms и Джима Червяка дают надежду на появление иных, оригинальных представителей беспозвоночных. Кто знает - может однажды нашим любимым напарником и соратником станет червяк? И это не будет глупо звучать...