Решил вернуться к начатой когда-то рубрике. Ранее были:
Итак, заглавие не из приятных, но отбросим на время эстетику и полюбуемся изобретательностью иных организмов, приспособившихся всячески выживать.
Окружающий мир может продемонстрировать различных по происхождению паразитов. Тут и некоторые грибы, и многие микроорганизмы, или несложные жизненные формы вроде тех же червей.
В самом привычном представлении паразит живёт за счёт кого-то, и носитель паразита называется хозяином. Паразиты могут серьёзно повлиять на жизнь хозяина, изменить его каким-то образом, удобным для их существования.
Однако есть не столь явные - не сразу осознаваемые такими - проявления паразитизма. Например, среди птиц, и речь не о каком-то мелком пакостнике, а о другой птице - кукушке. Кукушка подкидывает в чужое гнездо своё яйцо, а вылупившийся кукушонок выбрасывает прочих названных братьев-сестёр и получает в полном объёме опеку приёмных родителей. Причем особенность его поведения такова, что зазывно открытый клюв так и манит покормить его, вне очереди и в обход другим птенцам - кукушонок не всегда может избавиться от всех.
Всем известные кровососы - будь то комары, клопы или экзотичные млекопитающие, летучие мыши вампиры - также попадают в категорию паразитов, называемых гематофагами (буквально с древнегреческого "кровь любящий поесть"). Нужна им чужая кровь по разным причинам: или себя накормить, или для потомства. Но в любом случае направлено на поддержание своего рода.
Разная мелюзга так и норовит проникнуть в какое-то место, забиться там и набираться сил за чужой счёт. Грибы бывают и полезными для природы, есть среди них поддерживающие приятный симбиоз. А другие вместо симбиотических отношений предпочли паразитические. Справедливости ради стоит отметить, что многие приспосабливаются к такой жизни в крайнем случае, это называется факультативным паразитизмом. Но настоящей фантастикой воспринимается факт существования грибов, которые способны контролировать поведение муравьев. Несчастный "смертник" служит теперь лишь цели поиска удобного места для дальнейшего роста гриба и последующего разбрасывания спор.
Различные примитивные микроорганизмы и упоминавшиеся черви, с успехом кочуют из хозяина в хозяина - так называемые промежуточные хозяева - прежде чем вырастут для очередного цикла размножения. Некоторые из них печально известны и человеку, служат причиной разных заболеваний.
Вирусы - это вообще отдельная тема сама по себе. В данном случае всех их можно назвать паразитами, так как они не способны размножаться без захвата клетки. А уж к каким последствиям - выражающимся в различных болезнях - приводят они, всем известно и по личному опыту.
Кроме паразитизма существует сверхпаразитизм - этакая матрёшка, когда один паразит существует за счёт другого паразита. И ладно бы, это были букашки на каких-то рачках, прицепившихся к рыбам. Среди таких сверхпаразитов есть даже вирус, живущий за счёт другого вируса - вирофаг Спутник, размножающийся только в зараженных другими вирусами амёбах.
Как видите, очередное разнообразие и чудеса прямо у нас под носом происходят и придумать нечто оригинальное затруднительно. Важнее умело преподнести и использовать. Что у нас в культурной программе с этим?..
Идеи существ-паразитов в той или иной мере использовали и в научной фантастике. Например, "Кукловоды" Роберта Хайнлайна и снятый по мотивами фильм. Там паразиты на редкость умные пришельцы с Титана, подобно пиявкам присасывающиеся к человеку и проникающие в его нервную систему, вынашивают свои планы по покорению нашей Земли.
Из мира кино стремительно завоевал себе не только место под солнцем, но и свою вселенную, ксеноморф Чужой (Alien). Повадки у него типично неприятные: Вырасти в теле хозяина. вырваться на волю - при этом хозяин погибает - и расти, расти, чтобы всласть поохотиться.
Это ещё не говоря о "Нечто" - ещё один незваный гость из глубин космоса,данный фильм Карпентера получился очень удачным, хоть и не вырос в собственную вселенную.
Ещё один фильм Карпентера продемонстрировал более тонкое раскрытие темы паразитизма. В фильме 1988 года "Чужие среди нас" (They Live) оказывается, что среди людей полно замаскированных инопланетян. Они дурманят восприятие людей специальной техникой и успешно насаждают культуру потребления: например, что кажется ярким журналом или красочной рекламой, на поверку состоит из одного повелительного "Покупай" и так во всём. Главный герой узнает правду случайно, когда находит общество сопротивления и у них откуда-то есть специальные очки - на первый взгляд обычные солнцезащитные, но сквозь них видны чужаки и их обращенные к подсознанию приказы через рекламу и другую массовую информацию.
В компьютерных играх паразиты проявили себя также самым разным образом. Чаще всего мы сталкиваемся с последствиями развития паразитических организмов, захвативших другие формы жизни и изменивших их под свои нужды. При этом получившийся монстр враждебен окружающим и игроку. В других случаях мы можем отбиваться от самих паразитов или их переносчиков. Наконец в более редких и экзотичных случаях, даже оказываемся по другую сторону баррикад: можем либо управлять ими, либо рассчитывать на их помощь.
Образ паразитов удобен в некоторых случаях, например, в первом экшене студии GSC Game World - Venom - Codename: Outbreak также были свои "кукловоды", подобные хайнлайновским. Это был идеальный, пусть и малоизобретательный, сценарный ход для создания нужных условий конфликта людей, не выдумывая какую-то сложносочиненную политическую чушь о миротворчестве ради нефти ради демократии: и тому подобного. Имеем: некоторых солдат контролируют инопланетяне, поэтому они в нас стреляют. Откуда прибыли чужаки? Так вот недавно комета чуть не врезалась, с неё и занесло гостей. Ученые с охраной в экспедицию отправились себе на беду - а нам теперь кашу расхлебывать, да мир спасать.
Всё - причины перестрелок между людьми объяснены, и добавлены миссии по уничтожению конкретно источника инопланетных паразитов. И никакой политики, провоцирующей споры о глупости-клюкве сценария. Только чуть пафосная и эпичная цель - спасение мира. Зато - отличный тактический экшен, один из передовых для своего времени и давший техническое начало созданию S.T.A.L.K.E.R., но это уже другая история...
Продолжая тему экшенов, нельзя обойти вниманием Half-Life. В этой серии чужаки из мира Ксен хэдкрабы также склонны хватать людей за головы, менять и контролировать под свои нужды. Монстр получается медлительным, впрочем опасным в ближнем бою. В первой части игры мы могли увидеть и мамочку хэдкрабов - Гонарха (Gonarch), который представляет собой зрелого хэдкраба. Но так как сами по себе хэдкрабы довольно беззащитны, мало кто успевает вырасти до таких размеров. Зато если вырастет, то ещё и плодить множество хэдкрабиков начнёт...
Вторая часть игры порадовала нас подвидами: быстрыми и черными - ядовитыми - хэдкрабами. Каждый из своего хозяина создаёт особый тип зомби - быстрого или коренастого, несущего с собой ещё парочку чёрных хэдкрабов, увальня. Особый игровой опыт давала модификация к Half-Life - Zombie Edition, в которой мы управляли самим хэдкрабом.
Традицию отыгрыша роли паразита продолжил Alien vs. Predator 2, в котором мы натурально начинаем с ранней стадии жизни чужого - грудолома. И постепенно набираемся сил, чтобы навести шороху и людям и хищникам.
Своих паразитов имеет и пару раз заглядывавший на огонек к ПК сериал про мастера Чифа - Halo. Речь о Потопе (Inferi redivivus). Данные паразиты были разумны, полностью понимали за счёт чего они живут, и потому активно использовали свою натуру в военных кампаниях, успешно вытесняя разумные виды галактики. И кроме того ими поглощались знания и опыт жертвы, наполняя коллективный разум Потопа новыми навыками.
В стратегиях паразиты обычно остаются за кадром и играют в фантастическом сеттинге роль магии. Например, в X-Com: Enemy unknown самый злостный противник - крисалид. Кусает не только больно, но и заражает своими отпрысками жертву, которая сначала станет зомби - вот вам проявление симптомов болезни, вызванной паразитами - и, спустя время, вылупится новый крисалид. Ну и чем это не напоминает каких-нибудь некромантов, пополняющих свою армию за счёт нашей?.. Проиллюстрирую с вашего позволения играми старой школы, так как но новых крисалидов все вдоволь насмотрелись.
В Starcraft сама раса зергов по сути паразитическая. Но кроме того их королевы способны инфицировать командные центры терранов, после чего можно получать из них быстроходные бомбочки на ножках. Во второй части заражение терранов вывели на новый уровень, добавилось разнообразие. Да и главная героиня Сара Керриган, если вдуматься, в крайне нездоровом виде находится. Хотя тогда с успехом можно посчитать это не паразитированием, а симбиозом.
Напоследок нетипичный пример паразита в фэнтези мире (точнее техно-фэнтези) Warcraft III. Речь о заклинании сирены наг, в результате которого из убитого противника появится мурлок.
При желании список можно расширить, включив сюда ещё вирусы и всё что связано с новомодными зомби-экшенами в кино, книгах и играх.
В остальном можно отметить, что паразиты успешно обосновались в своем виртуальном уголке, и порой бывают всё так же незаметны, как и в жизни. Так что будьте бдительны и соблюдайте чистоту и строгий порядок, чтобы не допускать в свои тылы вредных элементов. А если вам довелось самим стать паразитами, то ищите любые лазейки и не отчаивайтесь из-за своей тщедушности - ваша сила в ином.
Спасибо за внимание.