«Опасались, что тяжело будет восприниматься факт разработки игры по событиям, ещё не ставшим историей, по событиям, которые разворачиваются прямо сейчас. Но ведь снимают по текущим событиям фильмы, пишут книги, так почему не сделать игру? Игры — лишь ещё один вид медиа, а медиа имеют право и должны высказываться на злободневные темы».
«Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину...»
Прежде всего, игра удивила максимальным приближением к реальности. Здания в городах и посёлках чрезвычайно похожи на строения в Сирии; техника всех конфликтующих сторон один в один с фотографиями, названия и маркировка также совпадают. Приведены настоящие фамилии, тщательно продуманы диалоги: иногда они просто перенесены из минувших событий. Даже при просмотре «сетевых» сообщений я не мог отделаться от впечатления, что они скопированы из Интернета. (А может, так и есть?)
Вторая причина для удивления: тактическая часть «Syrian Warfare». Я играл на «нормальном» уровне сложности, но «попотеть» пришлось. У бойцов заканчиваются боеприпасы, необходимо постоянно заботиться об их пополнении. У техники нет бесконечного топлива и моторесурса, расход боеприпасов также необходимо контролировать. Нет никакой возможности построить двадцать мамонт-танков и смести врага стальной лавиной: управляй тем, что есть! Выполнил задание? Так и быть, получишь подкрепление. Потерял всех – твои проблемы, бойцов надо беречь! Кстати, воины постепенно повышают уровни и переходят из миссии в миссию; ещё один повод дорожить каждым солдатом: эксперты сражаются гораздо лучше новобранцев. Словом, несмотря на мелкие недостатки, общее впечатление от игры было очень благоприятным. Впрочем, достаточно вступления, перейдём непосредственно к игре. Хотя нет, вначале – сокращения и их расшифровка, чтобы было понятнее.
ВКС РФ - Воздушно-космические силы Российской Федерации
ССО РФ – Силы специальных операций Российской Федерации
ГРУ – Главное разведывательное управление
БТР – бронетранспортёр
БМП – боевая машина пехоты
РСЗО – реактивная система залпового огня
САУ – самоходная артиллерийская установка
ЗСУ – зенитная самоходная установка
АГС - автоматический гранатомёт станковый
РПГ – ручной противотанковый гранатомёт
ПТУР – противотанковая управляемая ракета
ТОС – тяжёлая огнемётная система
ПЗРК - переносной зенитный ракетный комплекс
ПВО – противовоздушная оборона
Вот теперь перейдём к игре!
МИССИЯ ПЕРВАЯ: «НАЧАЛО»
«Не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу.» Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»
Главный герой возвращается из отпуска и обнаруживает, что в родном городке происходит что-то странное. Какие-то вооружённые люди собираются на его окраине; но их цели непонятны. Впрочем, очень быстро выясняется, что ничего хорошего от них ждать не приходится.
Это интересно!
События начнут развиваться после того, как Анвар доберётся до полицейского участка – в игре показаны точки выполнения задания. Но зачем торопиться, не лучше ли сначала обследовать территорию? Однако следует быть осторожным: управляемый мной герой заехал «не туда» и миссия моментально закончилась.
Кстати, сирийцы прекрасно говорят по-русски во время длинных диалогов; но короткие фразы «бросают» исключительно на родном языке.
В начале боевых действий у нас есть только пехота: снайперские винтовки, автоматы, гранаты, РПГ.
Как я уже говорил, количество бойцов ограничено, их следует беречь. К счастью, все сирийцы обладают навыками оказания медицинской помощи: производят простейшие операции вроде извлечения пули или наложения шины, умело обрабатывают и перевязывают раны, останавливают кровотечения. Словом, с течением времени (если бойцы неподвижны!) здоровье раненых восстанавливается. Контролировать процесс легко: если рядом с индикаторной полоской здоровья отряда (а одиночек в сирийской армии нет) во время остановки появился красный крестик – значит, всё в порядке, все члены отряда живы. Но когда в полоске появляется устойчивый красный сектор – боец погиб. Что моментально сказывается на огневой мощи отряда: уменьшилось количество боеприпасов, потерян пулемёт или гранатомёт.
Ещё сложнее обстоят дела с техникой, беречь которую необходимо едва ли не сильнее, чем бойцов: индикаторных полосок у неё нет. Попадания могут убить водителя, повредить шасси или мотор, вывести из строя вооружение. Машину можно отремонтировать, но следующее попадание в ранее повреждённую часть выведет её из строя ещё быстрее. Кроме того, частые повреждения приведут к полному расходу запчастей, и техника превратится в груду металла.
Это интересно!
Вражескую технику – если она не сожжена дотла – также можно восстанавливать и таким образом увеличивать парк своих машин или даже добавлять в него новые, ранее не доступные единицы. Имеет смысл вести осторожный огонь по некоторым вражеским машинам, не слишком сильно повреждая их, чтобы впоследствии присоединить к своим.
Это важно!
Получить новую технику можно двумя способами: купить за командные очки или захватить – тогда она окажется в вашем парке. Но лишь в том случае, если на момент окончания миссия в ней сидел ваш экипаж! Причём управлять большинством видов машин способны отряды, содержащие не более трёх бойцов (крупный отряд просто не поместится в кабину). Исключение составляют САУ, БМП и танки: управлять ими могут лишь танковые экипажи. (Впрочем, не только они, но об этом – в своё время.)
Однако мы отошли от темы миссии. Первая и главная задача – удержать полицейский участок: воины, находящиеся в здании, получают закономерное преимущество над наступающими со стороны открытой местности.
Позднее имеет смысл покинуть участок и занять два здания, по бокам основного направления атак боевиков – чтобы лишить их бонуса пребывания в укреплении.
А ещё он может заранее отогнать бензозаправщик (стоит рядом с домом Анвара, смотри скриншот) к месту прибытия БМП: не придётся ехать туда под огнём врага; вылезшие из БМП инженеры сами заправят бронетехнику.
Это важно!
Почему-то сирийцы игнорируют приближение автомобиля-камикадзе, за их появлением нужно неустанно следить, вовремя сосредотачивая огонь.
В скором времени Анвар подвезёт подкрепление, на автомобиле «Урал» - вот и боеприпасы! Для пополнения боекомплекта погрузите отряд в кузов автомобиля, причём водители должны находиться в его кабине. (То же касается топливозаправщиков и автомобилей снабжения.) Практически сразу за этим событием поступит новая вводная – отбить у врагов мечеть. Силы придётся разделить, но бросать участок без охраны нельзя!
Это интересно!
Забавной особенностью игры является любовь пехоты к заборам: отряд дружно будет перелезать через него в метре от ворот или пролома; а пару раз солдаты перелезали через разрушенную секцию забора – то есть, через воздух! Точно так же автомобили и другая техника игнорируют ворота: сносят забор рядом с ними и едут.
Не успеете захватить мечеть, как прибудет неожиданное подкрепление – БМП без топлива, но с десантом инженеров. Чтобы спасти первую доступную бронетехнику, придётся под огнём врага провести к ней бензовоз. Медлить нельзя – за БМП идёт погоня, её можно потерять!
Пока читал сообщение, БМП подожгли, экипаж покинул машину - и она осталась в этой миссии...
Сапёры могут оставить врагам «сюрприз», заминировав дорогу противотанковыми минами. (Это был единственный случай, когда я минировал что-то: в следующих миссиях у сапёров-инженеров слишком мало мин; чересчур хлопотно. А динамит вообще не выдерживает критики: стоит ли долгое время минировать дом под огнём противника, если взрыв не разрушает строение до основания?)
Не исключён вариант, что вам представится возможность подобрать оружие поверженного врага; оно обозначается не исчезающим кружком. Если кружок жёлтый – отряд не может использовать найденное. Зелёный – стоит посмотреть поближе. Чаще всего остаётся РПГ (шанс пополнить запас гранат), иногда – АГС или противотанковый комплекс, снайперские винтовки; и никогда – АКМ. Существует возможность запретить использование определённых боеприпасов. Например, отряды, оснащённые ПТУР, обожают вести залповый огонь, выпуская в одну единицу вражеской бронетехники сразу несколько ракет, запас которых не бесконечен. Поставьте «крестик» на боеприпас, дабы избежать подобного.
Последнее задание – эвакуация гражданского населения. Держите оборону мечети и полицейского участка; эвакуация пройдёт без вашего участия. Не забудьте посадить экипажи в захваченную технику до окончания миссии!
Это важно!
Непременно сохраняйте игру в отдельный слот перед окончанием каждой миссии. Дело в том, что комплектация отряда в следующую миссию происходит перед её началом и, если вы что-то сделаете неправильно – волей-неволей придётся возвращаться к последнему сохранению игры.
МИССИЯ ВТОРАЯ: «ПОБЕРЕЖЬЕ ПРОВИНЦИИ ЛАТАКИИ»
«Ничто так не сближает людей, как оптический прицел.»
А. Д. Давидович
Ну, как вам сетевое сообщение? То ли ещё будет! Кстати, обратили внимание на карту? Такое ощущение, что изначально планировалось три разных варианта прохождения миссии, как это было, например, в «Dune» или «Command & Conquer».
Но это требует огромного количества времени и усилий, в несколько раз больше работы геймдизайнерам (а она и без того была проделана не маленькая!). Так что нажатие на любую из трёх картинок приведёт вас на одну и ту же карту.
Задача – очистить дорогу от боевиков ИГИЛ. Если вам удалось захватить вражеский автомобиль с пулемётом – включайте в состав группировки, если нет – покупайте, он пригодится. (Крайне полезно взять с собой всех снайперов, приносящих максимальную пользу своим огнём.) Крупнокалиберный пулемёт уничтожит врагов до того, как пехота зайдёт в зону поражения АГС: можно подобрать, вместо ручного пулемёта.
Двигайтесь по дороге до перекрёстка, как только получите первое сообщение – отступайте к дому и занимайте оборону.
С танком пехоте не справиться, но рядом с домом стоит машина, вооружённая единственной ПТУР…
Это… интересно?
Что такое ПТУР? Противотанковая управляемая ракета с кумулятивной боевой частью. Ключевое слово – «управляемая». Однако будьте готовы к тому, что три (!) ракеты подряд запросто пройдут мимо цели, а четвёртая – не нанесёт ей никакого вреда. Что из того, что современные ПТУР пробивают до полутора метров (!) брони? «Не пробил», и всё тут! Поэтому обязательно сохраняйте игру перед каждым выстрелом ПТУР: они дороги, да и время терять нельзя.
Кстати, о сохранениях игры: система коварным образом меняет условия после загрузки, ваш отряд внезапно может оказаться в гуще вражеской пехоты. Или атака пойдёт с другого направления – всё может быть. Вернёмся к игре – удалось справиться с танком? Выдвигайтесь вперёд и зачищайте территорию. Идеальный вариант – если удастся подбить и захватить РСЗО; та ещё задача. (Мне не удалось – подумал об этом после окончания миссии.)
Вот бы захватить подбитый танк! Где бы ещё найти экипаж для него…
МИССИЯ ТРЕТЬЯ: «НА ГРАНИЦЕ ПРОВИНЦИЙ ЛАТАКИИ И ХАМЫ»
«Человек по натуре своей — существо милое и доброе. Если он не в танке. А человека в танке лучше всё же не злить.»
Ю. Татаркин
Нам сразу же дают БТР, БМП, машину с пулемётом и инженеров; последнее наводит на грустные размышления. Впрочем, как и наличие БМП с ПТУР…
Противотанковые управляемые ракеты имеют огромную дальность выстрела, противник попросту не видит, откуда ему «прилетело». Поэтому немедленно запретите БМП вести огонь ПТУРами, пока не выпустили все по незначительным целям.
Раз уж к нам присоединили инженеров, (которых мы не набирали) – дело пахнет минами. Так и есть, местность густо усеяна минами всех типов. Противопехотные мины технике не очень страшны, разве что выведут из строя ходовую часть; зато противотанковые способны оставить отряд без бронесопровождения. Что весьма и весьма радует, так это отношение инженеров к обнаруженным минам: все, что находятся в поле их зрения, непременно будут обезврежены без команды «сверху», самостоятельно.
Это… интересно?
Почему-то инженеры обижены опытом: сколько бы мин они не обезвреживали, опыт даётся им только за прямые боевые действия. По-моему, это неправильно. Ну что ж, будем надеяться, что патч исправит несправедливость, а пока можно посадить сапёров в лёгкую бронетехнику.
Вначале перед вами два задания – занять контрольные точки. Первая из них находится… Стоп. Между прочим, то, что на поле боя находится на юге (внизу экрана), на тактической карте оказывается на севере – вверху! И наоборот. Зачем это понадобилось и кому в голову пришла столь «светлая» идея – неизвестно, но её реализация создаёт для геймеров значительные неудобства в ориентации. В общем, первая точка находится на южном направлении – по карте; и на северном – в реальности. Проще говоря, к ней идти вверх, через минное поле.
(К слову: «нормально» расположены карты пятой, шестой и седьмой миссий, все остальные – с какими-то «вывертами». Их можно укрупнить, но вот развернуть, к сожалению, нельзя. Неужели так и было задумано?)
А вот вторая – в левом верхнем углу карты, подойти к ней сразу не позволит миномётный обстрел; я оставил её в покое до лучших времён. Тем более, что вскоре поступает сразу две вводных.
Это важно!
Задания в этой миссии поступают не с течением времени, а по мере продвижения отряда вперёд: как только достигнете определённой отметки на карте. Причём почти сразу после появления первого дополнительного задания появляется второе, во вражеском тылу; оба – на время; если не успеть выполнить второе, вы останетесь без танкового экипажа.
Взгляните на скриншот: именно в таком направлении необходимо продвигаться, чтобы вначале получить задание на спасение танкистов; в этом случае есть шанс успеть. Но силы придётся разделить!
В этой миссии вы получите неожиданное и мощное армейское подкрепление; на карте видно, в каком именно месте.
Но вот в какой момент – сказать не могу, оно явилось неожиданностью для меня. Именно армейцев следует направлять в центр карты для защиты здания, пока полицейские освобождают танкистов.
Это интересно!
Здесь мне попался забавный, не повторившийся впоследствии баг: машина снабжения стала невидимой. К счастью, поводив курсором, я выделил из пустоты команду «занять место водителя».
Уже предвкушал, как экипаж поплывёт по воздуху («The Fall»), но его присутствие сделало машину видимой.
Спасли танкистов? Отводите их в центр карты и держите оборону здания до момента, пока правительственные войска одумаются и придут на помощь. (Не спешите помогать им, пока не остановятся сами.) Хорошо бы захватить танк на заброшенной базе, но увидев, что она накрывается миномётным огнём, я не стал этого делать. Впрочем, танков можно добыть и самим, лишь бы не сжечь дотла. Взгляните на скриншот: водитель убит, орудие выведено из строя (а значит – и пулемёты). Можно посылать экипаж на захват!
Собственно, танков у вас может быть два: если высадить экипаж из БМП и пересадить в танк. Вот теперь можно приступать к зачистке карты, я предпочёл делать это по часовой стрелке. Однако не стоит наступать бронетехникой: вражеские танки прикрыты домами, в которых множество боевиков с РПГ. Вы просто потеряете все «коробочки»!
Вперёд выходят снайперы: в лежачем положении они почти неуязвимы для вражеского огня. Можно послать пехоту на штурм зданий, но танки и тяжёлые пулемёты основательно проредят её ряды. Как только развалины очистятся от ИГИЛовцев, выдвигаем вперёд танки. Постепенно доходим до базы, заправляем и пополняем боекомплект ещё двум машинам – выбирайте, которые лучше оставить.
Перегоните поближе БМП: до конца миссии не так много, а она оснащена ПТУРами, пригодится в будущем. «Наезжаем» на миномётчика, отбиваем последнюю атаку врага – миссия завершена.
МИССИЯ ЧЕТВЁРТАЯ: «ПРИГОРОДЫ ДАМАСКА»
«Я Орёл брать не буду. Улицы там очень узкие, развернуться негде. Мне там все танки сожгут. Я его обойду, а всю славу отдам пехоте.»
Генерал Рыбалко, х/ф «Освобождение: Огненная дуга»
А вот и ошибки в составлении отряда: сапёры в этой миссии не нужны вообще, лёгкая бронетехника – тоже. Зато лёгкая машина снабжения и бензовоз пригодятся!
Практически сразу нам дают два задания: освободить несчастных из школы шахидов и захватить базу боевиков. Причём первое задание – на время. Пускать в город танки – всё равно, что сжечь их самому; «работать» должна пехота, причём всей массой, иначе не справиться.
Это...интересно?
Мало того, что по танкам на улицах города ведут огонь со всех сторон: все транспортные средства словно нарочно выбирают наиболее трудный и узкий путь!
Ты бы ещё через подъезд поехал! (Сожгли, конечно...)
Я пошёл к шахидам, освободил их и избавился от атак шахидмобилей. Кроме того, на их базе обнаружились три САУ «Гвоздика»!
Но тут поступило очередное задание: боевики готовят провокацию. Конечно же, на противоположном конце карты… Пришлось загрузить игру, предоставив шахидов своей печальной участи.
Как только возьмёте базу ИГИЛ, отводите машины снабжения в тыл, чтобы не лишиться боеприпасов. Далее необходимо захватить дом, указанный на скриншоте стрелкой, что провалит провокацию террористов.
Ни в коем случае не заводите отряды в здания, расположенные в «розовой» зоне карты: есть шанс, что вы не сумеете их оттуда вывести. (Отряд обведён кружком.)
Сразу после этого случится два события: по вам начнут вести огонь САУ «Гвоздика», в ваше расположение прибудут три авианаводчика ССО РФ.
Радиус действия наводчика не бесконечен, придётся продвигать его вперёд в первых рядах. Количество авиаударов также не бесконечно (едино для всех трёх наводчиков!), но его можно увеличить. Время от времени в домах попадаются мирные граждане, нуждающиеся в спасении. Обнаружив последних, не стоит гнать их в зону эвакуации до тех пор, пока окрестности не будут очищены от боевиков. За успешное спасение гражданских вам увеличат количество боевых вылетов авиации ВКС РФ.
Это интересно!
Авиация – это здорово, но… она тоже промахивается! Выбирайте направление на цель так, чтобы самолёт заходил в атаку вдоль улицы и сохраняйте игру перед выделением цели.
Как только гаубицы будут уничтожены, можно продвигаться в направлении базы шахидов для захвата бесхозных САУ под свою команду.
Очень может быть, что в том районе вам дадут ещё одно здание, выполнять или нет – решать вам. (Спасти корреспондента проще всего следующим способом: занять бойцами оборону в доме через площадь, а в её дом послать лейтенанта-авианаводчика, как самого живучего.)
Это интересно!
В этой миссии вам впервые предоставят возможность приобрести вертолёт, МИ-8. Быть может, он даже успеет сделать что-то полезное прежде, чем его собьют. Словом, приобретать не стоит.
Также будут доступны миномётчики: едва ползающие (в прямом смысле!) под тяжестью своей ноши бойцы, моментально выстреливающие боезапас, не наносящие урона бронетехнике и зданиям, посылающие мины куда попало. Наняв один раз, я отказался от них до конца игры. А вот у врага будет замечательная техника, которую нельзя купить, можно только захватить: ЗСУ «Шилка». Настоящий кошмар для пехоты!
Попытайтесь использовать возможность захвата, потому что в дальнейшем сделать это будет крайне трудно.
Отгоняем гаубицы к началу проспекта, пополняем топливо и боекомплект, выстраиваем «железную стену» из танков, БМП, БТР и начинаем постепенное уничтожение врага, потихоньку продвигаясь вдоль проспекта.
Миссия завершится, как только вы захватите четвёртую контрольную точку.
МИССИЯ ПЯТАЯ: «НА ГРАНИЦЕ С ТУРЦИЕЙ»
«Лучше бы этот шайтан приземлился на своей территории!»
Предсмертный вопль ИГИЛовца.
И вновь нам дают сапёров. Ох! Хорошо хоть, есть две машины снабжения… Оставляем их внизу и отправляемся на гору, к морским пехотинцам и пилотам ВКС РФ.
По дороге обязательно уничтожаем всех врагов в пределах доступности, иначе они не позволят выдвинуться машинам. Закрепляемся и посылаем сапёров назад, разминировать дорогу, затем поднимаем наверх машины снабжения.
Теперь можно выделять пару сильных отрядов и отправить их на поиски штурмана (который будет постепенно отдаляться от вас, заходя всё глубже во вражескую территорию).
Атаки на гору бесконечны, отряду поиска тоже придётся несладко. Правда, тяжёлой бронетехники у врага практически нет – и на том спасибо. Как только вернётесь с лётчиком на гору (берегите штурмана, на него направлены все атаки!), прибудет БТР с морской пехотой. Её задача – освободить путь для безопасной эвакуации. Вновь работа для сапёров!
Вывозите штурмана в контрольную точку и миссия завершится. Но это самый очевидный путь; есть и другой.
Дожидаемся момента, когда поток боевиков в сторону горы прекращается, уводим оттуда пилотов и морскую пехоту. С поиском штурмана справятся бойцы ССО РФ при поддержке авианаводчика (против вражеской бронетехники) и сапёров. На обратном пути полезно будет угнать машину снабжения. Отряды в контрольных точках находятся внутри зданий, ИГИЛ – овцы (неплохой каламбур!) – как на ладони. Месть за гибель пилота! Впрочем, отрядные очки лишними тоже не будут…
МИССИЯ ШЕСТАЯ: «ОКРАИНЫ ПРОВИНЦИИ ХАМА»
«Для кого-то мы – ангелы, для кого-то – демоны.»
Ну, наконец-то! Всего шестеро, но это же спецназ ГРУ! Хорошая новость: они умеют управлять танками. Плохая новость – им нечем танки подбивать. Почему-то снайперы троек открывают отчаянный огонь по танкам из своих винтовок: надеются попасть в смотровые щели, не иначе. (Не забывайте блокировать бесполезный расход боеприпасов!)
Значит, нужно отобрать необходимое оружие у пехотинцев врага. После проникновения в центр города появится задание: спасти сирийских воинов, попавших в плен. Отлично, есть двое с ПТУРами. Далее существует два пути. Первый – очевидный: пойти к зданию, увидеть, что оно заполнено врагами и, поддавшись малодушной панике вызвать подмогу. Да разве спецназ ГРУ так поступит?!
Приказываем сирийцам поднять гранатомёт убитого ИГИЛовца: взамен они оставят противотанковый комплекс, который и подберут спецназовцы. Начало положено! Продолжаем, угнав с площади топливозаправщик и «Урал» снабжения. Теперь можно начинать обход территории: а вдруг где-то притаилась огромная вражеская группировка, только и ждущая сигнала о помощи от одного из своих главарей?
Осторожно двигаемся к правому нижнему углу города (Ура! Карта и реальное расположение местности совпадают в направлениях!), где стоит танк Т-52. Постарайтесь не сжечь его дотла – пригодится. Постепенно обходим город по кругу, подбивая и захватывая вражескую технику. Особенно важно «присвоить» машину с ПТУР: у неё на вооружении шесть ракет, а не четыре, как у пехотинцев. Дальше вдоль восточного края города станут встречаться Т-72; этим чудовищам и шести ракет может оказаться мало.
Это… интересно?
Понятно, что Т-72 не подбить одной ракетой – активная броня всё-таки. Но скажите мне, какого чёрта вражеский танк, стоящий боком, моментально разворачивается носом, едва по нему с максимального расстояния выпускается ракета? Он что – чувствует её? Или срабатывает электроника? Почему тогда она не срабатывает у наших танков? Нечто подобное, доводящее до скрежета зубовного, я уже встречал в другой игре - Neverwinter Nights. Как только с пальцев мага срывался огненный шар, цели, не подозревающие о существовании противника и находящиеся у границ видимости, снимались с места и устремлялись в атаку; шар уходил в никуда. Нечто подобное происходит и здесь: лобовую броню Т-72 можно завалить ПТУРами, и ему ничего не будет. Интересно, а если в этот момент выпустит ракету с другого направления – танк успеет отреагировать? Надо будет попробовать…
Обратите внимание на вышку, стоящую на горе неподалёку от восточного края карты - её не скрывает «туман войны»; рядом с ней стоит РСЗО религиозных фанатиков, покинутая экипажем.
Попадётся и ЗСУ «Шилка», но вряд ли её получится захватить: на дистанцию выстрела РПГ она к себе не подпустит, а любая ПТУР для неё смертельна. Разве только попробовать подбить из танкового орудия…
Чтобы отремонтировать танк... надо что есть силы лупить по нему личным стрелковым оружием!
Как только в вашем распоряжении окажется два Т-72, дело пойдёт веселее: танки боевиков можно будет подбивать дружным залпом двух орудий. Постепенно собираем все захваченные танки в одно место – вдруг пригодятся?
Зачистив периметр города от техники, можно переходить к зачистке зданий танками: их гарнизоны слишком велики и опасны даже для спецназа.
Это интересно!
Машины с ПТУР – как и другие их обладатели - ведут себя крайне непоследовательно. То выпускают ракету во врага не взирая на здания и заборы на её пути; а то начинают искать оптимальную точку атаки путём самостоятельного приближения (!) к врагу. На севере этой карты есть очень большое здание, со сквозным проездом, который охраняет танк. То есть, он находится внутри города за множеством препятствий. Дважды пусковая установка оказывалась в поле его зрения раньше, чем успевала выпустить ракету. Впервые за всю игру мне пригодилась взрывчатка: её мощности хватило для подрыва заборов и контейнеров. Траектория полёта ПТУР была «выпрямлена» и танк боевиков получил своё.
Постепенно очищаем все здания, в том числе – и отмеченное на карте (танки нельзя подводить близко!).
Это интересно!
Из-за узких подходов несколько недостроенных зданий пришлось зачищать спецназом; была зафиксирована забавная сценка. Боевик изо всех сил удирал вверх по лестнице – испугался? патроны закончились? - его преследовал спецназовец. Догнал и уничтожил ударом ноги! Дескать, зачем тратить патроны на труса?
Ранее, в первой миссии, я наблюдал, как при штурме мечети одного из боевиков молотили прикладами, но не успел сделать скриншот. То есть, воины не только ведут огонь, они могут использовать приёмы рукопашного боя! Проблема в том, что из-за микроскопической картинки это практически невозможно заметить; разве что поединок состоится на крыше – тогда бойцы становятся более заметными. Жаль. Ещё один забавный скриншот: в случае необходимости метнуть гранату воин, вооружённый АГС, возьмёт его в одну руку, а другой будет забрасывать врага гранатами. (Кольцо, вероятно, выдёргивает зубами.)
«Что?! Снаряженный АГС весит сорок четыре килограмма?! Да я его одной правой!»
Далее возможны два варианта развития сюжета. Первый: высаживаем экипажи из танков, со стороны площади приближаемся спецназом к зданию, жалуемся на чересчур сильного врага и запрашиваем подкрепление. Приходит сообщение о попытке религиозных фанатиков спасти своего лидера; идём спецназом на штурм (после танковой атаки в здании почти никого не осталось), сообщаем о гибели главаря – конвой «спасателей» исчезает.
Второй вариант: у слияния трёх дорог на севере делаем засаду из двух Т-72 (не вплотную к краю карты!), отряд с ПТУР приближается к зданию с главарём и активирует сообщение.
Танки расстреливают конвой, прибывшее подкрепление уничтожает главаря. И начинается самое интересное…
Если конечно можно назвать «интересной» массированную атаку ИГИЛ с нескольких (причём каждый раз разных!) направлений. Предлагается удерживать ключевые точки: против танков, гаубиц, СЗУ и РСЗО – не считая пехоты. Вот и попробуйте обойтись без жертв! Правда, прибудет ещё одно подкрепление, включая авианаводчиков ССО РФ и боевой вертолёт ВКС РФ, но легко не будет; самолёты не прилетают тотчас, а дорога каждая секунда…
Это интересно!
Захваченные в Дамаске гаубицы оказались в моём резерве, и я уже совсем было собрался включить их в подкрепление, как вдруг обнаружил, что могу приобрести ТОС «Солнцепёк» в количестве двух штук – абсолютное оружие! Однако осторожность взяла верх, и я приобрёл лишь одну тяжёлую огнемётную систему. В то время как САУ «Гвоздика» самостоятельно открыла огонь по врагу, «Солнцепёк» преспокойно стоял рядом с ней и не думал разворачиваться в боевое положение. Придвинул ближе к врагу – реакция нулевая. Поставил в пределы видимости – никакого эффекта. Отдал приказ «вести огонь из всего, что есть»: о! заработало! Так и не понял, что это было: баг? Издевательство? Словом, загрузил игру и обошёлся без ТОС. Кстати, РСЗО, захваченная у боевиков, самостоятельно открыла огонь с гораздо большей дистанции. Самоделка лучше ТОС?! Ну-ну…
Существует ещё один путь отбивания атак религиозных фанатиков, не вполне честный – я предупредил!
Перед вызовом подкрепления ещё раз сохраняем игру в отдельный слот и рассылаем все прибывшие отряды по разным направлениям – выяснять, откуда пойдёт атака.
Затем загружаем первую сохранёнку и начинаем расставлять по позициям захваченную технику – вот и пригодилась! (Конечно же, с полным боекомплектом и баками.)
Причём Т-52 можно использовать в качестве заслона, танкистов не хватит на всю технику.
Долго, нудно – всего двумя экипажами – но оно того стоит. В состав подкрепления должно войти как можно больше танковых экипажей, танков и БМП. Тотчас высаживаем экипажи из устаревших танков и БМП, затем отправляем прибывших по новым машинам и ждём атак врага: танковая группировка должна справиться.
Как только придёт сообщение о последней атаке боевиков, можете считать миссию выполненной.
МИССИЯ СЕДЬМАЯ: «ПАЛЬМИРА.ПРОВИНЦИЯ ХОМС»
«ИГИЛ обратилось к НАТО с просьбой вернуть американские бомбардировки.»
Нам выдают отряд сирийского спецназа и одного авианаводчика. Задача: при помощи авиации уничтожить конвой и лагерь подготовки боевиков. Как только задание будет выполнена, появится второе: уничтожить конвой тяжёлой артиллерии (в его состав входит даже РСЗО «Град», недоступная нам).
Это важно!
Во время выдвижения наводчика на позицию для выполнения второй задачи может прийти сообщение: «Конвой ушёл в город другим путём». Я крайне не люблю подобных «сюрпризов» со стороны геймдизайнеров и немедленно начал миссию заново; в этот раз всё прошло, как положено.
Теперь, когда задачи выполнены, появляется возможность задействовать испытанные в боях войска. О, ужас - опять сапёры! Что делать… Осторожно выдвигаемся вперёд, зачищая территорию, и штурмуем крепость, стоящую на господствующей высоте. (Имеет смысл оставить один отряд в башне над первым т-образным перекрёстком: туда непрерывно будут подходить боевики.)
После захвата крепости нам предоставят подкрепление, размеры бронегруппы которого заставляют не очень хорошо подумать о геймдизайнерах…
Получаем сразу несколько задач: защитить древние архитектурные памятники от атак шахидмобилей, захватить две контрольные точки и уничтожить врагов с ПЗРК.
На защиту древностей Пальмиры достаточно отправить два БТРа и пару отрядов пехоты. Некоторое время противник будет изводить вас атаками с разных направлений, пока не придёт сообщение о том, что шахидмобили закончились. Гонял БТР туда-сюда, топливо расходуется, а цистерны в резерве нет! Как же атаковать танками? Чтобы найти и захватить цистерну, пришлось разворачивать целую поисковую операцию: простая ошибка (оставил цистерну на предыдущей карте без водителей) едва не обошлась дорого.
Захватываем первую контрольную точку, причём крайне важно не сжечь дотла вражеский танк: они очень нужны.
Это… интересно?
Единственный Т-90, казавшийся неуязвимым, повёл себя, мягко говоря, странно. Несмотря на полный боекомплект и наличие вражеского танка в пределах видимости он шёл на максимальное сближение, причём не единожды!
И конечно получал повреждения… Быть может, основой всех юнитов послужил пехотинец с закончившимися боеприпасами?
Так что после выполнения задания по уничтожению групп ПВО Т-90 оказался в плачевном состоянии. Вроде может вести бой, но на деле первое же попадание выводит его из строя.
Пришлось пересадить экипаж в другую машину. Вот если бы кроме машин снабжения была предусмотрена техничка, позволяющая восстанавливать комплект запчастей или хотя бы ремонтировать танки до первоначального, заводского состояния во время миссии. Эх!
О проблеме с отрядами террористов, вооружёнными ПЗРК, расскажу подробнее…
Они засели в пригородах. И стоит повести атаку на крайние дома – ПВОшники срываются с места и удирают в большой город. Пока они целы – боевых вертолётов ВКС РФ нам не видать. Надо перехватить. А как? Я собрал, отремонтировал и снарядил все доступные танки: шесть штук, четыре из которых – устаревшие и легко подбиваемые. Ещё раз недобрым словом помянул того, кто лишил возможности использовать весь танковый резерв и повёл в атаку в разрыв между пригородом и городом. Так и есть – минное поле. Загрузка. Сапёры выползают, по ним ведут огонь со всех сторон, но часть мин они сняли. Добавил в группу пару БТР, повёл в атаку снова. Бьют РСЗО, бьют танки - и справа, и слева, гаубицы, миномёт, ПТУР, РПГ – а мне надо успеть перехватить убегающих ПВОшников. Успел – потеряв пять танков из шести и оба БТРа. Пиррова победа… А где вертолёты-то? Что-то не видно… Повторяется ситуация с предыдущей карты?
Занялся захватом второй контрольной точки и пригорода, как вдруг приходит сообщение: «У вертолётов заканчивается топливо». Они не прилетели откуда-то над моими позициями, они тихонько возникли во второй точке высадки, на краю пустыни, и спокойно висели в воздухе!
Заправил и полетел в разведку: МИ -24 должны быть надёжнее, чем МИ-8. Ага, как же… А про ЗСУ «Шилка» подумал?! Она и вертолёт обнаруживают друг друга одновременно, и пока летун делает боевой заход – «Шилка» открывает огонь. Вот и вся польза от вертолётов ВКС РФ…
Спасибо, что враги самолёты не сбивают! В общем, зря я угробил танки с экипажами, уничтожая ПВО врага…
После захвата второй контрольной точки пришли подкрепления; размеры одного из них привели меня в ярость.
Единственная гаубица?! Нет, вы точно издеваетесь! В демонстрационном ролике в игре показано пять, а в генеральное сражение – одну?! Быть может, дело в слишком больших потерях? Кто знает…
Спасибо, два Т-90 дали. (А я бы предпочёл все свои Т-72!). Опять пришлось собирать всё, что можно отремонтировать…
Броневой кулак зашёл со стороны исторической части Пальмиры, ворвался в город и уничтожил гаубицы, ЗСУ, танки – словом, почти всю бронетехнику. Наступила очередь пехоты, без особых проблем занявшей контрольную точку.
Миссия завершилась почти сразу, не успел ни применить авиацию, ни окончательно зачистить город. Главный враг Анвара тоже сбежал; а я так надеялся…
Победа? Какая же это победа, если части врагов удалось сбежать? Впрочем, игра всё равно произвела хорошее впечатление. Теперь, когда известны все ошибки и большинство тонкостей – почему бы не пройти её ещё раз, на «Реалистичном» уровне сложности? Пожалуй, я попробую… Удачи всем вам!