Почему мы играем в игры? Кому-то интересен сюжет, кому-то нравится сам процесс игры. А кто-то покупает очередной диск игрового сериала, не в силах расстаться с полюбившимся персонажем. Ведь зачастую кто, как не герой, определяет стиль игры, ее интересность и шарм? Во многом в те или иные игры мы играем только потому, что не можем расстаться с героем.
Персонажа моей сегодняшней статьи вы вряд ли позовете к себе домой, опасаясь (и не просто так), что после званого ужина с его присутствием фамильного серебра в вашей коллекции станет куда как меньше. Ни разу не спаситель мира на белом коне в характерных доспехах, этот малый, тем не менее, не единожды останавливал локальный армагеддон. И вовсе не потому, что на подвиги потянуло, нет. Как показывает практика, отважные воины и могущественные колдуны, отправляясь к черту на рога спасать Вселенную, заканчивают обычно плохо. То есть в гробу. Нашему же герою жизнь дорога, как она есть, со всеми ее испытаниями, проблемами и запертыми сундуками в домах богатеньких буратин. Встречайте, Гаррет, мастер-вор.
Работники ножа и топора.. хм, не так. Отмычки и ножа!
Хотя о детстве Гаррета мало что известно (ну, пардоньте, не был он тогда звездой национального телевидения), кое-что об отрочестве будущего вора все-таки рассказать можно. Будучи ребенком, Гаррет осиротел и в одночасье оказался на улицах Города. Безжалостное дно, куда попал малютка-вор, заставляло его перебиваться случайными кошельками и попрошайничеством. Редкие поручения местных торгашей для Гаррета были практически манной небесной. Впрочем, полуголодное детство во многом закалило характер будущего спасителя мира. Если ты жив-здоров, знаешь, где переночевать и чем заморить червячка, считай себя королем. Ведь кто-то не столь успешный, возможно, уже плавает в местной речке лицом вниз с кинжалом промеж лопаток. Лавируя между патрулями стражников и отрядами хаммеритов (о них дальше), перебиваясь случайными кошельками и случайными же ночлежками, Гаррет жил до тех самых пор, пока случай не свел его с Тем Самым Человеком.
Как-то раз, высматривая на местном рынке свой будущий завтрак, Гаррет заприметил в толпе человека в черном, перед которым все люди почему-то расступались, пропуская его вперед, но при этом не замечая его. Любой другой на его месте крепко бы призадумался, но Гаррету до такой мистики дело было маленькое, в отличие от большого кошелька незнакомца, к которому (к кошельку, разумеется) мальчишка проявил недюжинный интерес. Пробравшись через толпу и догнав незнакомца, Гаррет уже было праздновал победу над кошельком, как вдруг на его руке сомкнулись пальцы мужчины. Далее состоялся занимательный разговор.
- Негоже, юный друг, чужие кошельки тырить!
- Ай, дядь, я больше не буду, просто очень есть хочется! Только не говорите хаммеритам.. - заныл неудачливый вор.
- Хм.. а ты не промах, парень, раз увидел Хранителя, который не хочет, чтобы его замечали. Пойдем со мной на Темную Сторону Силы. Я тебя печеньками угощу...
- Ой, нет, только не печеньки, пустите! - возопил было Гаррет, но незнакомец уже его выпустил.
- Имей в виду, я просто так нашу выпечку не пиарю. Если идешь, то пошли, а не хочешь, сиди тут хоть до пенсии своих внуков.. - с этими словами Черный Плащ выпрямился и поплыл по прерванному маршруту. Гаррет же, решив, что это предложение, от которого он не в силах отказаться, пошел следом. С этого момента его жизнь круто изменилась.
Меткий вор - сытый вор.
Незнакомец оказался не кем-нибудь, а Хранителем [Keeper], членом тайного Ордена, который хранил в мире хрупкое равновесие бобра и козла. И всего сопредельного. В Город нелегкая их занесла, потому что чего-чего, а равновесия там явно не хватало. Дело в том, что в Городе издавна обосновались разные шатии-братии, которые между собой не особенно ладили. Во-первых, в Городе мощно пустили корни хаммериты [Hammerites], адепты Ордена Молота, технологи до мозга костей, который этой самой технологией напичкали Город по самые крыши. Паровые машины, электричество, полный стимпанк практически. С другой стороны, в том же самом Городе (место встречи изменить нельзя, ага) окопались члены культа язычников [Pagans], этакие ведуны, разговаривающие с белочками и травками, практикующие третий глаз и лесную магию. И все бы было хорошо, но хаммериты с язычниками друг друга сильно не любили и постоянно пытались перетянуть одеяло соперничества на свою сторону. А Хранители покуривали в сторонке, периодически подбрасывая дровишек в костры обеих сторон, дабы сохранить равновесие. Все на благо жителей Города, разумеется.
Гаррет оказался, соответственно, в штабе этих милых ребят, где за него взялись всерьез. Для начала его отмыли, причесали, одели-обули, покормили и даже дали ключи от квартиры и паспорт с пропиской. После этого Гаррета усадили за парту: при ловких пальцах ловкими мозгами юный Хранитель похвастаться не мог. Орден исповедовал принцип Джеймса Бонда: пригодиться может все. Поэтому юного вора тренировали как заправского агента 007: обучили грамоте, рунической магии (Гаррет умеет пользоваться Глифами Хранителей, которые можно применять по-всякому: для быстрых перемещений на большие расстояния, создания магического оружия, перевода древних пророчеств), фехтованию, стрельбе из лука, инженерии и стелс-перемещению. Гаррет впитывал все, как губка, и, возмужав, подавал большие надежды.
Впрочем, карьере вора в качестве агента Хранителей суждено было накрыться медным тазом. Это в обучении члены Ордена были все такие из себя рьяные и шустрые. Когда дело дошло до, собственно, сохранения пресловутого равновесия, оказалось, что Хранители предпочитают сидеть на пятой точке, трястись над своими пророчествами, пафосно размахивать руками и кричать о необходимости действия. И так по кругу. Услышав о том, что надо спасать мир в юбилейный 500-ый раз, Гаррет решил, что с него хватит, радостно расплевался с бывшими коллегами и был таков. Впрочем, в Ордене его преследовать и останавливать не стали, и миляга-вор ушел из Хранителей спокойно и без приключений. Приключения начались потом.
Нет, это не Aльтаир, это очень старый Гаррет..
Поначалу Гаррет, вернувшись в Город, начал на всю катушку использовать богатый арсенал навыков, полученных им у Хранителями. Надо же как-то оправдать бесцельно потраченные годы своей жизни. Пафос и бездействие бывших коллег практически требовали от Гаррета действия и движения, и он с радостью начал оттачивать свое мастерство на практике. Причем не карманником, упаси хаммериты! Свои вечеринки Гаррет проводил теперь в домах аристократии, уводя у глупых дворянчиков из-под носа ценные предметы искусства и могущественные артефакты, дурача при этом доблестно-бестолковую стражу. При этом от вступления в Гильдию Воров Гаррет вежливо открещивался и "по тарифам" не платил. А зачем? Мастер-вор прекрасно себя чувствовал, будучи гордой одинокой птицей, выследить гнездышко которой не мог ни один частный сыщик. Гаррет снимал квартиру в Южном Квартале, и ни хозяину, ни страже не могло и в голову прийти искать там своего загадочного вора. Иными словами, Гаррет был талантлив, удачлив и богат, и за ним закрепилась определенная репутация. Именно она его и подвела.
От некоей леди Виктории, которую Гаррет в глаза не видел, вор получил заказ на мечик из коллекции толстосума Константина. Меч был украден тот же час без особых проволочек и принесен Виктории в лучшем виде. Однако на встрече Гаррет увидел не только леди-заказчицу, но и самого Костяна. Костян, впрочем, был счастлив, что мастер-вор оказался хорош настолько же, насколько хороша его репутация, и за скромную мзду в сто тысяч златых предложил Гаррету другой заказ: на каменное "Око" [The Eye], артефакт хаммеритов. Решив, что выиграл в лотерею и сорвал большой куш, мастер-вор немедля согласился. За сто тысяч он мог бы украсть луну, если бы на нее нашелся покупатель.
Разумеется, как всегда бывает в таких случаях, Око было честно украдено и принесено на блюде Константину. Самое интересное началось потом. Вместо щедрой платы, которую ему посулили Костя с Викой, Гаррет получил в глаз. В прямом смысле. Сладкая парочка оказалась не теми, за кого они себя выдавали. Константином на самом деле прикидывался бог язычников Обманщик [Trickster], довольный, что облапошил мастера-вора, а Виктория вообще превратилась в дерево. Свободной рукой-ветлой она выколола Гаррету глаз и "скормила" Оку: без него каменный артефакт был мертвым и бесполезным. После этой совершенно бесчестной расплаты парочка удалилась в свой мир, оставив Гаррета умирать.
Как вы сами понимаете, никуда Гаррет не умер. Он был найден Хранителями, которые, прознав про Обманщика и его фокусы по зохвату мира, решили послать Гаррета. В смысле, на борьбу. Они откачали вора-одиночку, а хаммериты вставили ему механический глаз, решив, что приз в виде языческого бога того стоит. Гаррету вручили артефакт, которым он должен был заменить Око и по совместительству устроить Обманщику "бадабум", и отправили в гости к языческим друзьям. Миссия невыполнима прошла вполне успешно, а Гаррет немедля стал кандидатом номер один на обратное вступление в Хранители.
- Я не вступаю ни в навоз, ни в партию! - отбивался мастер-вор от надоедливых адептов.
- Погоди, Гаррет, еще не вечер!
Стимпанк, тудыть его в качель!
И впрямь. Ограбив бога, Гаррет определенно навлек на себя что-то кармическое. Простейшие вечеринки в сундуках аристократов - и вот уже по пятам за вором бегает стража во главе с шерифом Южного Квартала Горманном Труартом. Даже дома не отсидеться: за квартиру платить нечем, а обещанные стотыщ Обманщика Гаррет, как вы помните, так и не получил. Разумеется, Хранители тут же возникли на горизонте, словно только того и ждали.
- А мы-то знаем, мастер Гаррет, почему за тобой бегает по пятам этот богомерзкий Труарт..
- И почему?
- А ты сходи в Орден Механики и спроси, кто там тебя настолько не любит, что платит Труарту за твою голову свои кровные, - голосом дьявола-искусителя намекнули Хранители.
Механисты [Mechanists] - это бывшие хаммериты, только много хуже. Они раскололи Орден Молота пополам и обошли своих коллег на крутом вираже как по части технологий, так и по части нелюбви к зеленым насаждениям. Глава этих миляг, брат Каррас, - вот кто выплачивал шерифу сверхурочные. Выяснив это, Гаррет решил поболтать собственно с Труартом и по совместительству отвадить от своей шкурки. Не тут-то было!
Заявившись к шерифу в гости в самом лучшем виде, мастер-вор нашел от него только останки. Впрочем, новоявленный Шерлок Холмс быстро выяснил, что поквиталась с шерифом не кто-нибудь, а старая деревянная подруга Виктория. Памятуя, как изящно вор уделал Обманщика и желая разобраться с братом Каррасом, Вика заключила с Гарретом перемирие. Дело в том, что Каррас, окончательно кокнувшись умишком на почве технологий, решил поубивать всех людей, а им на смену выставить созданных механистами роботов. Ибо робот идеален, железен, не болеет и не пьет. А еще им легко управлять. Как вы сами понимаете, по закону жанра остановили зловещие планы брата Карраса те самые паровые роботы, которых Гаррет выпустил на борьбу с повредившимся умом механистом ("Читайте Азимова, умники!"). Не зря все-таки у Хранителей учился техникой управлять! Мир был спасен вторично, и Гаррет всерьез подумывал уйти в отставку, как вдруг.. да-да! Снова Хранители со своими шаманскими пророчествами о грядущем Предательстве.
Для начала эти милейшие господа попросили Гаррета утащить два артефакта: один у язычников, другой - у хаммеритов. Артефакты вор, конечно же, уволок: после столь богатой практики грех было оплошать. Однако взамен ему дали не свободу воли, а новое пророчество. Пророчество было в лучших традициях Ордена о том, что время остановится и укажет на Предателя с большой буквы Пэ. Разумеется, огласив пророчество, Хранители сложили лапки, и Гаррет, помянув их добрым словом, не придумал своей творческой натуре другого занятия, кроме как.. остановить городские часы! Ну, а что, все логично и прямо-таки по букве пророчества. Часы, для виду посопротивлявшись, замерли, а потом под ними рухнула башня, указав прямиком на бастион Хранителей. Решив, что таких совпадений не бывает, Гаррет отправился искать крота. Однако бывшие коллеги к подобным намекам отнеслись более чем прохладно.
Вдрызг разругавшись с Хранителями, которых он пытался предупредить, Гаррет получил на свою голову целый батальон орденских спецназовцев, которые ринулись по его следу, когда прямо в бастионе Ордена кто-то прикончил местную прорицательницу. Разумеется, в невиновность мастера-вора не верил никто, так что ему пришлось изображать марафонца, скрываясь от бывших коллег и (внимание!) Серой Ведьмы, этакого оборотня, который приобретал облик погубленных им жертв. На бегу думать приходилось быстро, поэтому Гаррет живо сообразил, что Ведьма, вероятно, и есть тот самый Большой Пэ.
Не без помощи хаммеритов он выяснил, что Ведьма ныне скрывается под личиной Гамеллы, девочки, которая помогала ныне дохлой прорицательнице. Операция по внедрению в Хранители Ведьмой была придумана затем, чтобы найти секрет Последнего Глифа, которому подчиняются все прочие Глифы Хранителей. А это о-го-го, какая магическая фора. Ведьма прикидывалась девочкой, толкая Орден не на поиски предателя (а чего себя, любимую, искать-то?), а на раскрытие тайны этого самого Глифа. А Гаррет ей попросту мешал.
Мастер-вор, которому локальные армагеддоны портили жизнь уже третью игру подряд, не на шутку обиделся и проделал с Гамеллой все те штучки, которые умел лучше всего. Он благополучно обокрал ее логово, утащив оттуда необходимые для рисования Глифа компоненты. А потом, окончательно устав от ведьм, хаммеритов, Хранителей и прочего, сам изобразил этот Последний Глиф и сделал Хранителям мощное ручкой. Все прочие Глифы гасли, а с ними уходила сила Ордена: толкователи пророчеств не могли их более переводить, магия оружия пропадала, а Серая Ведьма, чье тело сотни лет держалось лишь на силе Глифов, потеряла свою мощь. Магия Глифов отныне подчинялась лишь Гаррету, который отправил ее в нокаут, страстно желая жить спокойной жизнью безо всяких подмигиваний "А у нас тут для тебя новое пророчество!". Вот такой поворот.
Несколько другие события происходят с Гарретом в цикле Алексея Пехова "Хроники Сиалы". Книжный Гаррет от своего игрового коллеги позаимствовал, пожалуй, лишь имя, прикид и род деятельности. И, конечно же, умение влипать в ситуации, о которых интересно прочитать поклоннику фэнтези. Если вкратце, то сюжет трилогии Теней строится вокруг зондер-мага Неназываемого, который вот-вот соберет большую армию и устроит местным жителям трындец мирового масштаба. Дабы этого не случилось, колдовскому Ордену нужно зарядить магией Рог Радуги, могущественный артефакт, который может ослабить Неназываемого и спасти мир.
Как всегда бывает в таких случаях, Рог Радуги спрятан не абы где, а в далеком Храд Спайне, подземном многоярусном кладбище огров, орков, эльфов и людей. Кладбище это со своими тараканами, и живым оттуда не возвращался никто. Гаррет, с его талантами по части незаметных прохождений и ловких рук, должен отправиться в Храд Спайн с небольшим отрядом огневой поддержки, чтобы добыть Рог и приволочь его обратно в Орден. Тогда мир будет спасен, и все будут счастливы. Само собой, книжный Гаррет, как и его прототип, не особенно-то рад переться к черту на рога за какими-то Рогами. Однако обстоятельства вынуждают, и потому новоявленный Фродо ведет свое Братство Рога прямиком к Роковым могильникам во имя мира во всем мире. В общем, как-то так.
Что приятно радует читателя в трилогии Сиалы, так это красочно прописанные характеры. Гаррет, что немаловажно, у Пехова получился ничуть не менее обаятельным, чем его компьютерный прототип. Это умный, циничный прагматик со своим внутренним компасом, который живет по своей мерке того, что такое хорошо. Несмотря на темную работенку, Гаррет честен и верен своему слову. Истинный Хранитель в душе, он на самом деле старается соблюдать равновесие, не склоняясь ни на чью сторону, веря лишь себе и своему пониманию того, что правильно, а что нет. Добавьте к этому фирменный юмор, подчас несколько циничный и ехидный, - и вы без труда поймете, почему эту секцию я открываю рассказом именно о нем. Ведь он и вправду честный вор, насколько такое вообще возможно.
Благодарю за внимание.
P.S. Как кому-то из вас наверняка известно, анонсировано продолжение этой замечательной серии. Thief IV монреальская команда Eidos думает выпустить уже в этом году. Напоминаю, что на данный момент серия состоит из трех игр:
- Thief: The Dark Project (1998)
- Thief II: The Metal Age (2000)
- Thief III: Deadly Shadows (2004).