Новая часть статьи об истории создания танка Т-34 посвящена одному из вариантов модификации танка Т-34 — А-43 (он же Т-34М).
В начале 1941 года производство Т-34 на заводе №183 шло с очень большими трудностями. За этот месяц выпустили 166 единиц техники, но только 31 из них была январской сборки, остальные 1940 года. Такое положение дел не могло устроить высшее руководство страны. И вот 26 января 1941 года был подписан приказ наркома среднего машиностроения Малышева, в котором нарком требовал немедленно принять меры и еженедельно докладывать о ходе выполнения танковой программы. Этот приказ немного исправил ситуацию, и за следующий месяц было принято 85 «тридцатьчетвёрок».
В марте 1941 года у танка Т-34 изменилось вооружение, вместо 76-мм пушки Л-11 стали устанавливать орудие Ф-34. По своим баллистическим данным эта пушка превосходила Л-11 и при этом была проще и дешевле. К 20 марта было принято семь танков Т-34 с новой пушкой Ф-34. Всего за март завод сдал 134 танка, из них 118 вооружались пушками Ф-34. И 20 марта изготовление Т-34, оснащённых пушкой Л-11, было прекращено. Всего за 1941 год завод № 183 сдал 268 танков с Л-11.
За всё время производства танков Т-34 завод № 183 провёл большую работу по модернизации «тридцатьчетвёрки» и значительно повысил качество танка, что было отмечено в мае 1941 года на самом высоком уровне. За период с сентября 1940 по апрель 1941 года в танк внесли до 200 конструктивных изменений. В мае 1941 года в связи с решением о серийном производства Т-34М работы по модернизации Т-34 были приостановлены.
Многим интересно, что это за Т-34М (он же А-43). В январе 1941 года были утверждены тактико-технические требования на проект танка Т-34 с торсионной подвеской. Предполагалось, что боевая машина будет весить не более 25,5 тонны, экипаж — 5 человек, броня — 35–45 мм (борта хотели сделать вертикальными), вооружение — пушка Ф-34 и два пулемёта ДТ. Танк предполагалось оснастить торсионной подвеской, дизельным двигателем в 600 л. с., коробка передач должна была иметь 5 скоростей вперёд и одну назад. Также для наблюдения за полем боя машина оснащалась командирской башенкой.
Первый вариант нового танка имел корпус, передняя часть которого была похожа на корпус КВ, а задняя — на заднюю часть Pz. III, но данная схема кормовой части была забракована военными. Смотровые приборы предполагалось установить такие же, как на Pz. III, которые позволяли видеть не только вперёд, но и в сторону.
В начале февраля 1941 года КБ завода №183 направила первые эскизы новой машины на рассмотрение в ГАБТУ КА. После рассмотрения и утверждения проработок танка КБ завода №183 ускоренно начало детальную разработку новой машины в соответствии с утверждёнными требованиями. 5 марта 1941 года начальник ГАБТУ КА генерал-лейтенант Федоренко утвердил уточнённые тактико-технические требования к танку Т-34 с торсионной подвеской. Примечательно, что в этом документе машину называли Т-34-Т (торсионный). К 20 марта были разработаны чертежи отдельных агрегатов и создан деревянный макет нового образца.
1 апреля 1941 года макетная комиссия рассмотрела проект нового танка, спроектированного по ТТТ, выданным автобронетанковым управлением. Кроме этого проекта, КБ завода № 183 предложило второй вариант машины с более толстой бронёй в 60 мм, который именовали по документам как «вариант Б». Комиссия закончила свою работу 10 апреля 1941 года и подписала итоговые документы по модернизации танка Т-34.
Новая машина должна была стать длиннее Т-34, иметь более мощный двигатель. Предполагалась 4-скоростная коробка передач с демультипликатором, что давало танку восемь скоростей вперёд и две назад. По сравнению с Т-34, у этой машины менялось расположение экипажа: механик-водитель размещался справа по ходу, а стрелок-радист — слева. Передняя часть корпуса, в отличие от первоначальных проработок, была сделана по типу Т-34, но с боковыми скосами. Борта сделали вертикальными, верхняя часть борта имела сложную гнутую форму. Башня была сварной с диаметром погона 1700 мм и с командирской башенкой. Ходовая часть имела опорные катки с внутренней амортизацией и торсионную подвеску. Катки конструктивно напоминали катки танка КВ.
Комиссия отмечала ряд недостатков в конструкции, например неудовлетворительное крепление крыши башни и ослабление корпуса башенки кругового обзора, а также поручала разработать чертежи для цельноштампованной и литой башни, так как сварная башня не могла обеспечить необходимую прочность при обстреле. Рекомендовалось учитывать результаты обстрела танка Т-34.
После рассмотрения проекта по требованиям ГАБТУ комиссия рассмотрела и заводской «вариант Б». По первому варианту была представлена деревянная модель и множество чертежей, а по «Б» — только материалы эскизного проектирования. Тем не менее этот вариант с утолщённой броней понравился большинству членов комиссии. Особенно активно за эту машину выступали военные: в случае серийного производства армия получила бы средний танк с бронёй, сопоставимой с бронёй тяжёлого КВ. К 20 апреля заводское КБ усиленно работает над выпуском чертежей для опытных образцов.
В конструкцию танка внесли большое количество изменений, в результате чего получилась машина, которая мало походила на первоначальный вариант. По требованию военных переднюю часть корпуса сделали по типу Т-34, с носовой балкой, корму тоже переделали, и она стала похожей на корму «тридцатьчетвёрки». Для облегчения производства борта корпуса сделали вертикальными с полукруглыми уширениями в местах установки башни. Последнюю спроектировали цельноштампованной, а командирскую башенку передвинули к левому борту. Не дожидаясь изготовления чертежей, 5 мая 1941 года приняли постановление о производстве танков Т-34, которое вносило коррективы в ранее утверждённое производство:
а) увеличить толщину брони переднего лобового листа корпуса и башни до 60 мм;
б) установить торсионную подвеску;
в) расширить погон башни до 1600 мм и установить командирскую башенку с круговым обзором;
г) установить бортовые листы корпуса вертикально.
При этом разрешили серийное производство улучшенных танков Т-34, не дожидаясь результатов испытаний. С сентября 1941 года планировалось установить на 400 улучшенных Т-34 (Т-34М) 57-мм пушку ЗИС-4.
15 мая 1941 года был изготовлен деревянный макет, и с июля завод планировал запустить производство модернизированной машины Т-34. Подготовка к производству Т-34М шла полным ходом. С 1 по 15 июня 1941 года на полигоне проходило испытание обстрелом контрольных бронеплит для цельноштампованной башни. Кроме того, испытывались заготовки бортов, которые были подвергнуты термообработке. Причиной тому, что Т-34М так и не был воплощён в металле, стал двигатель В-5, который к тому времени так и не сумели довести до ума.
С началом войны работы по производству нового танка была остановлены.