Эта часть будет посвящена выпуску танков Т-34 на заводе № 174 в городе Сталинграде.
Производство танков Т-34 на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) отличалась от выпуска таких же машин на других предприятиях. Изготовление «тридцатьчетвёрки» на СТЗ началось сразу же после её принятия на вооружение, а вот осенью 1941 года завод № 174 стал единственным производителем Т-34 и оставался таковым вплоть до конца лета 1942 года, когда фронт проходил по цехам завода. Сталинградский тракторный завод — единственный завод СССР, который в годы Великой Отечественной войны не был эвакуирован, а полностью прекратил своё существование.
Колонна танков выпуска СТЗ начала 1942 года.
Ещё 19 декабря 1939 года постановлением № 442 Комитета Обороны СССР обязал организовать на СТЗ производство танков Т-34 и прекратить подготовку производства танков Т-26. Основные чертежи для производства «тридцатьчетвёрок» должны были быть присланы на СТЗ в феврале 1940 года. Но из-за большой занятости по развёртыванию выпуска Т-34 харьковский завод № 183 не смог прислать документы вплоть до конца апреля 1940 года, да и тогда не в полном объёме — 1400 чертежей из 3500 положенных. Тем не менее работы по изготовлению деталей установочной партии были начаты. 13 мая 1940 года автобронетанковое управление запретило СТЗ производить изменения в деталях, узлах и конструкции танка Т-34 и постановило любые изменения согласовывать с заводом № 183 и АБТУ.
Первый корпус «тридцатьчетвёрки» сталинградский завод получил из Харькова только в начале июня 1940 года, а 16 июня был собран первый танк. Однако после заводской обкатки было обнаружен ряд дефектов, на устранение которых потребовалось около 15 дней. Несмотря на большой объём проделанных работ, заводу не удалось выполнить задание АБТУ по выпуску танков к октябрю 1940 года, о чём и докладывалось ГАБТУ. В ноябре 1940 года заводу удалось собрать всего шесть танков, два из которых прошли заводские испытания. Всего же за 1940 год на СТЗ было собрано 23 танка Т-34, из которых приёмку прошли лишь шесть машин.
Планом на 1941 год предусматривалось резкое увеличение выпуска Т-34: до конца года завод должен был изготовить 1000 танков. Чтобы обеспечить выполнение этого плана, в Сталинград были доставлены новые полные комплекты чертежей и технологических карт с завода № 183. Кроме того, на завод из Харькова приехали 5 инженеров для оказания помощи в организации производства танка Т-34. Всё это привело к исправлению ситуации: за март 1941 года СТЗ выпустил уже 47 танков, а с начала года — 75 машин. 4 марта 1941 года 30 танков Т-34 были отправлены 12-й танковой дивизии Киевского особого военного округа.
После начала войны план производства танков на СТЗ увеличился до 1500 машин. Для обеспечения этого плана на заводе резко сокращалось производство невоенной продукции. За июнь 1941 года было принято 86 танков.
Ещё в 1940 году Сталинградская судоверфь в Сарепте (завод № 264) получила задание по освоению и изготовлению корпусов и башен танка Т-34, но в этом направлении предприятие ничего не сделало. Первые корпуса и башни в Сарепте собрали только в апреле 1941 года, всего 3 комплекта. В июле 1941 года завод № 264 передал СТЗ 28 комплектов корпусов и башен, но этого явно не хватало для организации полноценного производства танков Т-34 в Сталинграде.
Кроме проблемы с комплектующими, у СТЗ была и проблема с кадрами: многие рабочие, в том числе и высококвалифицированные специалисты, были призваны в армию. И тем не менее производство танков Т-34 в Сталинграде возрастало. В июле 1941 года было принято 93 машины, а в августе — 155. Однако уже в октябре 1941 года выпуск упал: удалось сдать лишь 124 танка.
Связано это было с эвакуацией харьковских заводов № 183 и 75, которые поставляли в Сталинград бронекорпуса и дизельные моторы В-2. Чтобы как-то исправить ситуацию, СТЗ начал собственное производство дизельных двигателей, но в небольших объёмах. Выход был найден в использовании карбюраторных моторов М-17Т и М-17Ф. Загвоздка заключалась в том, что двигатель М-17 серийно уже не производился. Оснащение «тридцатьчетвёрок» карбюраторными двигателями ухудшало боевые характеристики танков, но это не позволило сократить их выпуск. Всего за 1941 год Сталинградский тракторный завод сдал 1250 танков Т-34.
С октября 1941 года и до весны 1942 СТЗ являлся единственным предприятием, который производило Т-34 в значительных количествах.
В конце октября 1941 года Т-34 СТЗ оснащались литыми опорными катками с внутренней амортизацией, что позволило увеличить выпуск и сэкономить резину, которой остро не хватало. Позже в качестве резинового буфера на катках стали использовать бандажи от тракторов СТЗ-5, благо на заводе их было большое количество. Это решение позволило повысить качество катков, так как бандажи были довоенного производства из натурального каучука.
Ещё одним серьёзным нововведением СТЗ стала изменённая технология производства бронекорпусов и башен. Суть нового метода заключалась в том, что при изготовлении бронеконструкций отказывались от таких сложных операций, как строжка и фрезерование кромок бронелистов и предлагалось использование их соединения в «шип». После сборки башни проводилась её закалка в собранном виде, после чего правка совершенно не требовалась.
В январе 1942 года СТЗ добился существенных успехов и в двигателестроении, изготовив за месяц 225 дизелей В-2.
Настоящим бедствием для СТЗ были трещины в бронедеталях, которые изготавливал завод № 264. Множество дефектов обнаруживалось на совершенно новых машинах. Проверка установила, что завод № 264 изготовил бронекорпусов с трещинами: в январе — 51%, феврале — 60%, марте — 68%. Основными причинами дефектов в танках и бронекорпусах являлись:
1. Нарушение технологии и конструкции в изготовлении картеров коробки передач.
2. Введение непроверенной, худшей конструкции крепления бортовой передачи.
3. Нарушение термообработки и введение непроверенного заменителя на ведомые валы бортовой передачи.
4. Чрезвычайно низкая технологическая дисциплина и недостаточный контроль ОТК СТЗ за сборкой и изготовлением танков.
5. Отсутствие контроля режимов сварки и зазоров при сварке корпусов со стороны завода №264.
На июль 1942 года выпал пик производства танков Т-34 на Сталинградском заводе: был сдан 421 танк. Но это далось очень дорогой ценой: в ряде деталей вместо алюминия, бронзы и латуни, которых не хватало, приходилось использовать сталь или чугун; вместо медных трубок появились стальные; отменили лужение топливных и масляных баков. К концу июля было принято решение об упрощении конструкции танков Т-34 СТЗ. И несмотря на тяжёлые условия, начавшиеся бомбёжки и недостаток материалов завод по-прежнему давал фронту, который почти вплотную подошёл к Сталинграду, танки.
23 августа немецкие танки оказались всего в полутора километрах от Сталинградского тракторного завода. После доклада начальника ПВО СТЗ Малышева в штаб фронта о сложившейся ситуации заводу было поручено подготовить из имеющихся в цехах все танки, которые могут передвигаться и вести огонь. Их укомплектовали экипажами, главным образом из заводских рабочих. За несколько часов из цехов СТЗ ушли в бой около 50 «тридцатьчетвёрок».
25 августа 1942 года в Сталинграде было объявлено военное положение; к этому времени производство танков Т-34 было фактически прекращено. Таким образом, Сталинградский тракторный завод выпустил 2394 танка Т-34.